В ноябре прошел Методический день "Нравственный потенциал урока и в внеурочной деятельности"

Классный час (Гутрова Галина Леонидовна) 7 класс
Цель:раскрыть личностную и социальную значимость дружбы и товарищества как высших человеческих чувств; формировать умение различать дружбу и товарищество; 
План классного часа:
  1. Вступительное слово
  2. Проблемная ситуация «Как выбрать друга»
  3. Незаконченные предложения по теме  «Друг- этот тот..»
  4. Интервью «Расскажи о своем друге»
  5. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»
  6. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
  7. Игра «Знаю ли я своего друга»
  8. Заключительное слово « Кто достоин настоящей дружбы»
  9. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
  1. Вступительное слово Наша жизнь — это  домик, в котором происходит всякое: радости, беды, удачи, ссоры. Чтобы наш домик тоже стал крепким, нужен прочный фундамент. Отгадав кроссворд,  вы узнаете, что же является этим фундаментом.

Итак, фундаментом нашего домика должна быть именно дружба

Сегодня мы будем говорить о дружбе. Дружба- это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учится, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга — великое благо.

2.Проблемная ситуация «Как выбрать друга»  И начать наш разговор мне бы хотелось с такого рассказа.   «.. У Коли Иванова было два друга: Игорь и Максим. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в детском саду. У них было много общего: все трое собирали модели самолетов,  втроем бегали на тренировки в теннис, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девочку. Но в седьмом классе их дружба дала трещину, и Коля понял, что придется выбирать. С кем дружить: с Игорем  или Максимом.
  С Игорем было всегда  весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Игорь не вылизал из игровых автоматов. Он всегда звал за собой Колю, щедро платил за двоих, и даже угощал мороженым в кафе.
  Дома у Игоря всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Игорь был крутым пацаном и Коля старался подражать ему во всем.
   Ну а с Максимом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на теннис и говорил теперь только о нормативах  да и о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное- постоянно критиковал Колю: за прогулы, за то что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей.
  Вот Коля и подумал, что действительно пришла пора  выбирать : или Игорь, или Максим.
Как вы думаете, какого друга должен выбирать себе Коля. Кто из них истинный друг, а кто мнимый.
3.Незаконченные предложения по теме  «Друг- этот тот..» Но у меня возник другой вопрос: « А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями. Каковы признаки настоящей дружбы»
   Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение: «Друг-это тот…»Поднимите руки, кто хотел бы найти такого друга.
4.Интервью «Расскажи о своем друге»
5.Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг»Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова « друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель». Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова. И как бы вы их расположили по степени возрастания  (знакомый, приятель, товарищ, друг).
  А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употреблять.
— О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать.. (знакомый)
— О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы сможете… (приятель)
_ Об однокласснике, с которым за 7 лет съеден пуд соли, скажете .. (товарищ)
— О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите свои радости и печали, скажете..( друг) 
6.Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.  Дружба- это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На доске написаны 4 пословицы. Я буду описывать ситуации, а вы попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в это ситуации, и опишите свои действия.
Ситуация №1Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит вас помочь: ему нужно отнести в мастерскую системный блок компьютера. ( Помогу и скажу: «Друга иметь- себя не жалеть
 
Ситуация №2Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.  ( Доведу  его до дома, вызову скорую и скажу: «Друг познается в беде»)
 
Ситуация №3Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. ( Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь).
Ну а к четвертой пословице сами придумайте ситуацию.  (« Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает»).
  1. Игра «Знаю ли я своего друга»
1.
       Ты договорился пойти с другом в кино, но опоздал к назначенному времени. Ты говоришь: «…»
2.
      Вы с другом в магазине увидели новый диск с играми – его мечтает купить каждый. Но у продавца остался только один экземпляр. Ваши действия…
3.
      Твои знакомые сообщают тебе, что твой друг виновен в серьезном проступке, и приводят доказательство этого. Как ты поступишь дальше?..
4.
      В твоем присутствии начинают говорить о твоем друге в восторженных тонах, несколько преувеличивая его достоинства. Как ты отреагируешь?..
5.
      При тебе неуважительно отозвались о твоем друге. Твои действия?..
6.
      К тебе пришел друг, но у тебя срочная работа. Что будешь предпринимать?..
8.Заключительное слово « Кто достоин настоящей дружбы» «Дружба –это бескорыстная стойкая приязнь»- так определяет дружбу Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок к тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Без друзей очень плохо жить, но эту дружбу нужно заслужить. Для этого самому нужно быть порядочным человеком. Лишь у порядочного человека могут быть надежные  друзья. Друзья на всю жизнь. 

Игра "Нарисуй портрет"Если вам понравился наш праздник, узнали что-то новое, сделали для

себя соответствующие выводы о том, каким должен быть настоящий друг, то поселите себя в наш домик. При этом каждый должен назвать то правило дружбы, которое с сегодняшнего дня больше никогда не нарушите.
Если вы не желаете попасть в домик, то поселите себя рядом, за пределами домика.  (Учащиеся наклеивают свои портреты).

Как хорошо, когда в нашем домике много жильцов! Много друзей! Правила дружбы мы повесим в наш уголок,
чаще повторяйте их. Мы хотим закончить наш праздник следующими пожеланиями, чтобы вы помнили.

Презентация

 2.

Надо ли хранить тайну? (Табуева Наталья Александровна)
«Надо ли хранить тайну?»
 
Цель: Обучение хранению тайны, как важному условию нравственности
ХОД УРОКА
II. Постановка учебной задачи
— Древние говорили, что “умеющий хранить тайны   – умный человек”.   Почему умение хранить тайну считается важным качеством умного человека, то есть признаком ума?
Человек, умеющий хранить тайны (секреты) – надежный человек, он никогда ни продаст, ни страны, ни своего народа, ни друзей и т.п. Предположим, что врач, нарушив клятву Гиппократа, сказал больному, что он скоро умрет… — что произойдет в этом случае?
— Конечно же, трагедия.

— Значит,  чему будем учиться сегодня?

— Мы будем говорить о тайне. Будем учиться Секретам  её хранения!
III. Решение учебной задачи.
Методические указания. В начале или в конце урока можно провести игру: каждый учащийся на ухо рядом сидящему говорит одно слово по секрету. Если обучаемые сидят кругом, то это секретное слово передается от уха к уху, по кругу.
В каком из этих случаев (слово, сказанное на ухо рядом сидящему или слово, переданное по кругу) вы считаете словом “тайным”? И почему? Как, в каком случае можно сохранить тайну? Когда тайна перестает быть тайной?
2-е задание. (Работайте в группах)
— Какие вы знаете пословицы и поговорки, связанные с хранением тайны?
 Неспособный хранить тайны – не способен и на дружбу.
Друзей у тайны много, но хранитель тайны – один.
То, что знают трое – известно и тридцати людям (немецкая).
Молчание сохраняет тайну (непальская).
Тайну открывай лишь сердцу своему (африканская). Нет ничего тяжелее тайны! (французская). Болтливый рот – врата несчастья (японская)  
3-е задание. (Проверяйте в группах)
— Какие бывают тайны?
— Семейная тайна, государственная тайна, врачебная тайна, военные секреты, коммерческие тайны, тайны переписки, тайны мастерства и др.
— Какие знаете произведения и кинофильмы, связанные со словом “тайна”?

— “Таинственный остров”, “Тайна двух океанов”, “Тайный кардинал”, “Парижские тайны”, “Военная тайна”, “Тайна любви” и т.п.
— Умение хранить тайну, в конце концов, должно превратиться в привычку. Почему?
Можно ли считать умным человека, не умеющего хранить тайны?
К чему может привести неумение хранить тайны? Привести примеры.

— К трагедиям, различным неприятностям, к беде и т.п. Например, выдача государственной тайны – к измене Родине…
— Как называют тех, кто не умеет хранить тайну?

— Изменник, сплетник, сплетница, предатель и т.п.
 — Тайну умеют хранить и мальчики, и девочки. Как вы думаете, с одинаковой ли ответственностью относятся они к хранению тайны?

— Нет, конечно.

— А почему?
(Ответы.)
Дополнения учителя.
В психологии известно, что дружба между представительницами женского пола менее надежна, чем между мужчинами. Дружба мужчин с детских лет сохраняется на долгие годы. Женщины очень быстро и легко поддаются различным эмоциям, тем самым подрываются гарантии надежности дружбы. Стараясь усилить доверие друг к другу, стремясь укрепить дружеские связи, они выкладывают своим подругам все сокровенные тайны.
 Мальчики обычно дружат большими группами  и при разговорах разбирают жизненно важные вопросы, а дружеский круг девочек обычно ограничивается двумя-тремя подружками. Их разговоры большей частью касаются личных взаимоотношений. Исходя из этого, хочется посоветовать девочкам: прежде чем раскрыть свои секреты перед кем–либо, очень основательно подумайте — только так сможете избежать лишних ссор и разладов с подругами. Среди татарских народных поговорок есть очень подходящая на этот случай: “Не рассказывай подружке задушевных тайн, потому что у нее тоже есть закадычная подруга, которой она их перескажет”. Так что, в конце концов, необдуманно рассказанное тобой может быть против тебя же и обращено. Поэтому, не стоит об этом забывать, даже с подружками.
Хранить тайны под силу не каждому. Сколько раз вы делились чужими секретами, начав со слов: ”Только между нами…”? Иногда, узнав что-то интересное, так и хочется разболтать это всем вокруг и требуется большая сила воли, чтобы не сделать этого. Если вы чувствуете, что у вас нет таковой, попробуйте избегать посвящения в тайны или учитесь их хранить. Как это сделать?
 
Умение хранить тайну
1.— Если у тебя есть тайна и тебе надо сохранить ее, то прежде всего сохранить ее можешь только ты сам: другому придется «хранить» ее тогда, когда ты ее ему выдашь. Не надейся на других, на их молчаливость и такт. Если ты сам не удержал свою тайну, как можешь ты требовать молчания от других?
2.— Тайна имеет свои законы: кто их нарушает, тот ее разрушает. Сущность тайны не в том, что о ней знают, но не говорят. Сущность ее в том, что люди не знают ни того, в чем она состоит, ни того, что вообще что-то скрывается.
3.— Поэтому если у тебя есть тайна, то не имей таинственного или важного вида: не шепчись по углам. Умей молчать без загадочности; не дразни чужого любопытства. Приучи себя не дорожить суждением окружающих людей о тебе. Научись ради дела спокойно проигрывать в их мнении: оно стоит немногого.
4.— Явная таинственность всегда пробалтывает тайну. Будь уверен: если люди узнали, что у тебя есть тайна, они узнают скоро и в чем она.   
5.— Чтобы научиться беречь тайну, сделай так: утаи про себя твое первое серьезное огорчение или твою первую серьёзную удачу. Сделай так, чтобы никто на свете не узнал ее от тебя.     
Тест
Умеете ли вы хранить секреты?
 Наверняка вы не раз делились своими секретами и, конечно, просили не рассказывать о них больше никому, А вскоре убеждались, что практически все ваши знакомые в курсе вашей тайны. Случается, правда, что нередко и вы сами не умеете хранить чужую тайну. Так ли это? Пройдите предлагаемый тест и посмотрите результат.
 1. Ваш день рождения еще через месяц, а ваши родственники заранее прислали подарок, но попросили, открыть его только в день рождения. Как вы поступите?
А) Проделаю дырочку в упаковке и попробую рассмотреть, что же находится внутри. — 5 баллов

Б) Вскрою посылку сразу, все равно никто не узнает. — 7 баллов

В) Спрячу подальше и вскрою в День рождения. — 4 балла
2. Какую профессию вы бы для себя выбрали?   
А) Доктор частной клиники. — 1 балл

Б) Продавец в дорогом магазине. — 2 балла

В) Директор  ресторана. — 3 балла.
3.  Какие цвета вы предпочитаете в своей комнате?   
А) Голубой. — 2 балла

Б) Желтый. — 5 баллов

В) Красный. — 6 баллов.
 4. В туристической поездке вам кто-то понравился, как вы поступите?
А) Попрошу, чтобы нас познакомили. — 6 баллов

Б) Попробую заговорить. — 8 баллов

В) Попрошу о какой-нибудь помощи. — 4 балла
5. Какой наряд вы выберете для посещения кафе?
А) Брюки и блузку (рубашку). — 3 балла

Б). Вечернее платье — 2 балла

В) Строгий костюм. — 1 балл.
Результаты теста:
Если вы набрали
меньше 15 баллов
Вам можно доверить любую тайну без опасения. Вы умеете хранить чужие секреты, поэтому пользуетесь абсолютным доверием друзей. Хотя   вас могут считать холодной и бесчувственной особой, именно потому, что вы не сплетничаете о других и не любите делиться своими секретами.
А между тем вы всегда готовы прийти на помощь к друзьям, причем, не делая из этого много шума.
Если у вас
от 16 до 23 баллов
Вы любите рассказывать о себе и не скрываете своих проблем. Однако друзья могут без опаски доверять вам свои тайны, вы их свято храните. Хотя вы и любите посплетничать, но если вас попросили не рассказывать, вы не скажете никому.
Если у вас
от 24 до 27 баллов
Не удивительно, что у вас периодически возникают проблемы с людьми. Вы непрерывно выбалтываете все, что можно и нельзя. Вы чувствуете себя несчастным человеком, если кто-либо, изложив вам свою тайну, просит о ней не рассказывать. И поэтому часто говорите своим друзьям, чтобы они не рассказывали вам своих тайн.
 
 
 
 
  
IV. Рефлексия.
О чем шел разговор на сегодняшнем уроке? Как научиться хранить тайны и как вы этому научились? Что полезного для себя получили вы в ходе урока?    
   • Помните о том, что человек, доверящий вам тайну, положился на вас. Это значит, что он доверяет вам. Как вы будете чувствовать себя, не оправдав его надежды?
• Как долго вы должны скрывать тайну? Одно дело, если это сюрприз на день рождения  и совсем другое, если это что-то, о чем вы должны молчать до конца жизни. Вам необходимо понять насколько серьезно то, что вам доверили и как долго вам придется с этим жить.
• Многие разбалтывают чужие секреты, начав со слов “Только никому не говори…”. Но точно никому ничего не расскажет лишь тот человек, который ничего не знает. Поймите, что если кто-то доверяет вам тайну, он подразумевает, что вы не расскажете об этом ни одной живой душе.
  • Если у вас нет сил скрывать секрет от близкого вам человека – вашей второй половины, матери или лучшего друга, спросите у человека доверяшего вам его – нельзя ли им поделиться? Возможно, он не будет против. Но не решайте за него.
V. Домашнее задание.
“Умеют ли хранить тайну в нашей семье?” — Тема для семейного разговора, которой вы должны привести.

 

Презентация

Нравственный классный час в 8б классе (Ершова Ирина Николаевна)
Нравственный классный час в 8 б классе
Ершова И.Н.
 
Тема: «Настоящий друг»
 
Цель: углубить представление подростков о дружбе.
 
Задачи: формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.
 
Оборудование: презентация, ИФТ, высказывания о дружбе, плакаты, шарф для игры «Знаешь ли ты своего друга», тексты песни.
 
План классного часа
1.
     Вступительное слово.
2.
     Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»
3.
     Незаконченные предложения по теме «Друг – это тот…»
4.
     Интервью «Расскажи о своем друге».
5.
     Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг».
6.
     Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу.
7.
     Игра «Знаю ли я своего друга?»
8.
     Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?»
9.
     Подведение итогов (рефлексия).
 
Ход классного часа
 
1.Вступительное слово классного руководителя.
 
— Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости!
 Посмотрите в окно, какая замечательная погода: солнце светит, снег блестит. Улыбнитесь друг другу, скажите приятное. Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!
 Сегодня мы будем говорить о дружбе.
Дружба – это привязанность между людьми, возникающая в следствии взаимного уважения, веры друг в друга, общности интересов и взглядов. (Слайд 2)
Дружба – это великая ценность, подарок судьбы. Дружба помогает нам учиться, работать, жить. Она делает нас лучше, добрее, сильнее. Без друзей человеку просто не прожить. Иметь друга – великое благо.
 
2.Проблемная ситуация «Как выбрать друга?»
 
— Тема нашего классного часа «Настоящий друг». И начать наш разговор мне хотелось бы с такого рассказа. (Читает рассказ).
 
«…У Миши Андреева было два друга: Олег и Денис. Все в шутку называли их «три мушкетера». Они подружились еще в первом классе. У них было много общего: все трое собирали модели автомобилей, втроем бегали на тренировки в бассейн, втроем болели за «Спартак», все трое были влюблены в одну и ту же девчонку. Но в восьмом классе их дружба дала трещину, и Мишка понял, что придется выбирать, с кем дружить: С Олегом или с Денисом?
С Олегом было всегда весело, легко и интересно. Родители давали ему деньги на карманные расходы, и Олег не выходил из игровых автоматов. Он всегда звал с собой Мишку, щедро платил за двоих и даже угощал мороженым в кафе. Иногда они вдвоем прибегали в «игровуху» вместо школы. И это было прикольно: все пашут на уроках, как негры на плантации, а они, как белые люди, трясут «однорукого бандита» да еще и выигрывают деньги! Дома у Олега всегда были самые новые компьютерные игры, самые последние музыкальные диски. Но главное, у него был совсем взрослый модный прикид. Одним словом, Олег был крутым пацаном – и Мишка старался подражать ему во всем.
Ну а с Денисом они встречались теперь редко. Он продолжал ходить на плавание и говорил теперь только о нормативах, да о своих спортивных результатах. В голове у него было полно всяких планов и целей. Но что самое противное – постоянно критиковал Мишку: за прогулы, за то, что бросил спорт, за то, что не умеет выбирать друзей. Вот Мишка и подумал, что действительно пришла пора выбирать: Олег или Денис…»
— Перед нами проблемная ситуация «Как выбрать друга?» (Слайд 3)
Как вы думаете, ребята, какого друга должен выбрать себе Миша?
Кто из них истинный друг, а кто мнимый? (Ответы детей)
-А можно было ответить так
(Слайд 4)
 
3. Незаконченные предложения по теме «Друг – это тот…» (Слайд 5)
 
Кл.рук-ль:
-Что ж, мы выслушали различные мнения. Но у меня возник к вам другой вопрос: «А можно ли назвать этих трех мальчиков друзьями? Каковы признаки настоящей дружбы?»
Чтобы это выяснить, предлагаю вам закончить предложение:
« Друг — это тот…» (Ответы детей)
— Все верно, молодцы! Действительно, друг – это тот, с кем можно поплакать и помолчать; кто может выслушать тебя в трудную минуту; кто принимает тебя таким, какой ты есть, со всеми твоими недостатками и т.д.
(Слайд 6)
Поднимите руки те, кто хотел бы найти такого друга? (Дети поднимают руки).
 
 
 
 
4. Интервью «Расскажи о своем друге» (Слайд 7)
 
 
Кл.рук-ль:
— А может быть, кто-то уже нашел такого друга? Представьте, что к нам в класс пришел репортер попросил дать интервью для газеты. Расскажите о своем друге. Что вас связывает? Что в нем вас привлекает?
Примерные ответы детей:
Дружу с (имя, фамилия) с ним интересно, он много читает.
Дружу с (имя, фамилия) нас связывают общие интересы, увлечения.
Дружу с (имя, фамилия) живем в одном дворе, связывает спорт.
 
5. Словарная работа «Знакомый, приятель, товарищ, друг» (Слайд 8)
 
Кл.рук-ль:
-Выслушав ваши рассказы, я поняла, что некоторые плохо понимают смысл слова «друг». И употребляют его там, где нужно было бы употребить слова «товарищ», «знакомый», «приятель».
-Как вы считаете, можно ли назвать синонимами эти слова? И как бы вы их расположили по степени возрастания?
(Это синонимы. Они близки по смыслу, но имеют лексические оттенки. Знакомый, приятель, товарищ, друг).
— А теперь вы можете совершенно уверенно различать, когда и какое слово употребить.
(Читает начало предложения, дети угадывают последнее слово и громко его произносят).
— О человеке, с которым вы просто здороваетесь во дворе, вы можете сказать… (
знакомый).
— О человеке, с которым время от времени обсуждаете детали матча, фильм, какие-то события, вы скажете… (
приятель).
— Об однокласснике, с которым за 8 лет съеден пуд соли, участник, компаньон совместных дел, скажете…
(товарищ).
— О человеке, которому доверяете свои тайны, с которым делите свои радости и печали, скажете… (
друг). Не зря говорят, друг – это родственная душа.
 
6. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу. (Слайд 9)
 
Кл.рук-ль:
-Дружба – это не только великий дар, но и великий труд. Можно друга найти, но очень легко и потерять. Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу. На слайде 10 вы видите четыре пословицы:
— Друга иметь- себя не жалеть.
— Друг познается в беде.
— Друга за деньги не купишь.
— Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.
Задание такое: Я буду описывать ситуации, а вы, ребята, попробуйте подобрать пословицу, которая подсказывает, как вести себя в этой ситуации и опишите свои действия.
Ситуация №1
Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости, но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. Выберите нужную пословицу. Каковы ваши действия? (Помогу и скажу: «Друга иметь – себя не жалеть».)
 
Ситуация №2
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга за деньги не купишь».)
 
Ситуация №3
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
 
-Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию. « Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает». В каких случаях можно вспомнить эту пословицу? (Дети приводят 2-3 примера).
 
7. Игра « Знаю ли я своего друга?» (Слайд 10)
 
Кл.рук-ль:
-Хорошо ли вы знаете своих друзей? Внимательны ли вы к ним? Знаете ли, что они любят, чем интересуются, о чем мечтают? Поднимите, пожалуйста, руки те, кто считает себя настоящими друзьями.
(Две-три пары поднимают руки).
— Я приглашаю вас к доске, чтобы все увидели, кто у нас в классе настоящие друзья.
(Друзья выходят к доске. Класс им аплодирует).
Сейчас мы поиграем в игру «Знаю ли я своего друга?» В этой игре участвует одна пара друзей. Я буду задавать вопросы. Один из друзей молча запишет ответ на доске, потом мы выслушаем другого. Мы сравним их ответы и сделаем вывод, хорошо ли они знают друг друга.
(Одному из участников завязывают глаза, другой подходит к доске, чтобы писать ответы на вопросы).
— Участники готовы, начинаем игру. (Учитель задает вопросы, один из участников пишет ответ на доске, когда ответ будет написан, другой отвечает).
 
 
 
Вопросы:
1.
     Любимый урок друга?
2.
     Каким увлекается видом спорта?
3.
     Кем хочет стать, когда вырастет?
4.
     Какое животное он хотел бы иметь дома?
5.
     Какие книги любит читать?
6.
     Любимое время года?
 
-Ну что ж, мы видим, (имя) хорошо знает, чем живет его друг, какие у него интересы, мечты. Проверим, как обстоят дела у (имя).
(Игра повторяется).
-Как и следовало ожидать, (имя) тоже в курсе дел своего друга. Это значит, что между ними установились доверительные отношения, что, безусловно, служит признаком настоящей дружбы.
(Вариант: «К сожалению, (имя) не совсем знает, какими интересами живет (имя друга), мне кажется, им нужно больше интересоваться жизнью друг друга»). Садитесь на свои места.
 
7.    
Заключительное слово «Кто достоин настоящей дружбы?» (Слайд 11)
 
Кл.рук-ль:
-Дружба- бескорыстная стойкая приязнь» — так определяет дружбу Владимир Иванович Даль в своем знаменитом Толковом словаре. И не случайно на первое место знаменитый ученый ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не потому, что это выгодно, а потому что он близок тебе. Близки его интересы, его взгляды, его внутренний мир. Сейчас, правда, некоторые ребята выбирают себе друга по одежке: кто богато и модно одевается, с тем и дружат. Но настоящих друзей они так и не находят. А без друзей человек не может быть счастлив. Дружбу нужно заслужить. Для этого нужно быть самому порядочным человеком. Заступиться за слабого, помочь старику, уступить место пожилому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у порядочного человека могут быть настоящие верные друзья. Друзья на всю жизнь!
 
Подведение итогов (рефлексия).
— Как вы считаете, ребята, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Что запомнилось вам больше всего?
Примерные ответы детей:
— Полезно было узнать, что есть мнимые друзья. Понял, что, и у меня есть такие друзья.
— Понял, что у меня в основном приятели, а настоящего друга пока нет.
— Запомнилась игра. Подумала, что я тоже, наверное, не смогла бы правильно ответить на эти вопросы.
— Полезно было узнать признаки настоящей дружбы, это поможет строго выбирать друзей.
— Я узнал, каким должен быть настоящий друг, чтобы критически посмотреть на себя и подумать, достоин ли ты настоящей дружбы.
 
Кл.рук-ль:
— Надеюсь, ребята, что каждый из вас будет ценить слово дружба, всегда приходить на помощь друг другу и приобщаться к думам своих друзей. Пусть у нас с вами будут самые верные, преданные, настоящие друзья!
 
— А теперь давайте споем о дружбе на мотив всем знакомой песни «Александра» из фильма «Москва слезам не верит». (Слайд 12)
(Все желающие поют. Звучат аплодисменты). (Слайды 13,14, 15)
— Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались! Спасибо за внимание!
 
— Всем до свидания!
 
 

Презентация

Классный час в начальной школе на тему «Поговорим о нас с тобой»
Цели:
1. Овладение культурными поведенческими формами  для выражения своих отношений. формирование нравственных качеств учащихся; умения дружить, беречь дружбу.
2.  Пробудить желание у детей воспитывать в себе лучшие качества; бережное отношение друг к другу.
3.  Учить тому, что и мальчики и девочки должны быть хорошими друзьями, уважать друг друга, определить духовную и нравственную ценность   человеческих  взаимоотношений
 
1. Организационный момент
Дорогие ребята, начать нашу встречу я бы хотела с  разминки:
-На какой планете мы живём?
-В какой стране?
-Наша область?
-Как называется наше село?
-Наша школа №?
-Имя директора школы?
— День и год рождения нашего класса?
— Классный руководитель?
— Количество человек в классе?
-Девочек в классе?
-Мальчиков?
— Наш девиз?
А сейчас, чтобы определить тему нашей встречи посмотрите небольшой фильм. Постарайтесь догадаться, о чём мы будем сегодня говорить.(Презентация из фотографий жизни класса под песню «Из чего же, из чего же сделаны наши мальчишки…»)
Выводы детей
 
 
2. Сообщение темы классного часа
“Из чего наш мир состоит, из дубка, что в поле стоит

Из высоких гор с сединой, и ещё, и ещё из тебя со мной

Из мальчиков и девочек, из книжек и затей,

А главное, а главное, из взрослых и детей”(Слайд)
 
Этими замечательными словами мы начинаем классный час, который я назвала: «Поговорим о нас с тобой». Сегодня мы с вами порассуждаем о нашем классе, о мальчиках и о девочках, о том какими бы мы хотели видеть друг друга, о том какие мы есть на самом деле.
Но, сначала – посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пусть на протяжении всего занятия в классе  царит доброта, спокойствие и радость.
3. Беседа «О дружбе»                            
«Давным – давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. (Слайд)

Однажды к нему в дом пришла беда. В его сарай в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда наутро хозяин пришёл в сарай, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей.

Вскоре вся округа знала о том, какая беде приключилась с хозяином овец. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облаке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, а вёл за собой маленькое стадо овец. Когда они все вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь. С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз, по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи».
 
-Какой вывод напрашивается?(Хорошо иметь друзей)
 
-И наш девиз будет тоже кстати. Давайте скажем его ещё раз!(Ребята, давайте жить дружно!) (Слайд)
4. “Разговор о мальчиках”
— Ребята, скажите, с кем у вас ассоциируются понятия сильный, мужественный, решительный? Конечно с мужчинами – нашими защитниками! Перед вами картина, как она называется?(Слайд) («Богатыри» Васнецов)  Кто такие богатыри? Какими их изобразил художник?  
Во все времена на Руси жили богатыри, готовые прийти на помощь, защитить. И так сложилось, что образ мужчины олицетворял собой силу, мужественность, ум, благородство. Так много на свете дел, которыми занимаются мужчины.
-Какие вы знаете профессии, где не обойтись без мужской помощи? (Слайд)                                                                                                                          
 —  Да, настоящие мужчины строят, водят корабли и самолёты, совершают научные открытия, служат в армии, защищая свою Родину, занимаются бизнесом. Вообще, деловые они люди – настоящие мужчины.                                                   
Послушаем стихотворение, которое посвящено мальчикам и называется «Деловой человек»
Деловой человек.
Когда звенит будильник, он вскакивает вмиг:

Сегодня понедельник, вам в школу, ученик.

Он делает зарядку и моется по грудь.

В портфеле всё в порядке, позавтракал – и в путь.

Смотрит мама на сына! Аккуратно одет —

Настоящий мужчина – деловой человек.

Приходит точно к сроку, хоть проверяй часы.

Готов всегда к уроку – всё знает, что спроси.

Хорош в любой работе, послушно всё ему,

А коль попросит кто-то, поможет он тому.

Смотрит мама на сына: Начинает свой век

Настоящий мужчина – деловой человек.
Богуславская Н.Е
— Почему мама считает, что сын растёт настоящим мужчиной, деловым человеком?             – Как она относится к сыну? Что в нём ценит?
— А сейчас я задаю вопрос нашим девочкам, какими бы они хотели видеть мальчиков?
(ответы девочек)
·                     Я, считаю, что мальчики должны быть умными и деловыми, как в этом стихотворении
·                     Мальчик должен быть крепким, заниматься спортом.
·                     Мне нравятся воспитанные ребята, которые уступят место в транспорте женщине или девочке, не сядут за стол раньше девочки, поможет выйти из автобуса, надеть пальто
·                     А мне не нравятся грубияны, настоящий мальчик не должен грубить и обзываться. Мальчики должны быть вежливыми, особенно с девочками.
·                     Мне бы хотелось, чтобы мальчики дружили с девочками и защищали нас.
5. Итог “беседы о мальчиках”
На доске появляются слова (ум, сила, воспитанность, вежливость, умение защитить)(Слайд)
— Мальчики, вы видите, какими вас хотят видеть девочки. Я думаю, вы приложите все усилия, чтобы их не разочаровать. Вам предстоит учиться вместе много лет, и мальчики должны выполнять свой рыцарский долг, помогать девочкам, защищать их, а девочки по достоинству оценивать мальчиков. И когда между вами будут дружеские отношения, всем будет уютно и хорошо в классе.
6. Просмотр и беседа по сюжету журнала «Ералаш» («Женская доля»)
-Как вы оцениваете поступок мальчика?
-Как он должен был поступить?
7. Беседа “О девочках”
— Ну, а теперь, поговорим о прекрасном. Как ни хороши наши мальчишки, но без девочек они не смогут прожить ни дня. У людей всех народов и наций, представительниц женского пола любят, окружают вниманием и заботой.
— Посмотрите, ребята, какими художники изображают на своих полотнах женщин.(репродукции картин)
(Нежными, милыми, добрыми, красивыми)
— Спросим мальчиков: как вы думаете, какой должна быть девочка, как она должна себя вести?
(ответы мальчиков)
·                     В девочке должно всё нравиться, она должна быть опрятной и аккуратной. Красиво одеваться и делать хорошую причёску.
·                     Девочка должна быть доброй, трудолюбивой, помогать маме, уважать мужчин и мальчиков.
·                     Каждая девочка это будущая хозяйка, поэтому она должна уметь готовить, убираться, стирать, мыть посуду.
·                     Девочку хочется видеть вежливой, чтобы она не кричала, не произносила грубых слов.
·                     Мне бы хотелось, чтобы девочки были весёлые и добрые.
·                     Мне нравятся девочки, похожие на принцесс. Когда рядом со мной такая девочка- то мне хочется походить на принца.
-Девочки! Посмотрите, какими вас хотят видеть мальчики!
(На доске вывешиваются слова: аккуратность, трудолюбие, вежливость, доброта, хозяйственность)
 
                                          
 
Физминутка
Столько раз, друзья, присели,

Сколько дней у нас в неделе!

Мы подпрыгнем столько раз,

Сколько у Трёхглазки глаз.

Столько сделаем наклонов,

Сколько в классе у нас окон.

А притопнем столько раз,

Сколько девочек у нас;

А прихлопнем столько раз,

Сколько мальчиков у нас!.
 
-Много добрых слов мы сегодня сказали друг о друге. А я сейчас проверю, какие на самом деле мальчики и девочки в нашем классе.(Слайд)
 
7.Турнир
 «Знаем ли мы вежливые слова?»
М: Растает даже ледяная глыба от слова тёплого…(Спасибо)
Д: Зазеленеет старый пень, когда услышит …(Добрый день)
М: И во Франции, и в Дании на прощание говорят..(До свидания)
Д: Настя-славная девчонка, Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти я не слышу слова..(Здрасьте)
М: На меня он, как торпеда налетел из-за угла!
Но представьте!- зря от Вити ждал я слова ..(Извените)
Д: Но нельзя ж молчать, как рыба.
Ну, сказала бы …(Спасибо)
 
 
«Умеем ли мы решать проблему?»
М:    Если кто-то плачет, то я…
o Пытаюсь ему помочь.
o Думаю о том, что могло произойти.
o Не обращаю внимания.
Д: Я с другом играю в бадминтон, к нам подходит маленький мальчик , и говорит, что у него нет такой игры.
o Я скажу ему, чтобы он не приставал.
o Отвечу, что не могу ему помочь.
o Приглашу поиграть с нами
 «Говорящие руки»
Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.
Варианты инструкций образующимся парам:
  1. Поздороваться с помощью рук.
  2. Побороться руками.
  3. Помириться руками.
  4. Поругать с помощью рук
  5. Пожалеть руками.
  6. Выразить радость.
  7. Пожелать удачи.
  8. Попрощаться руками.
 «Печатная машинка»
 Участники упражнения должны отгадать фразу. Буквы — ее составляющие, распределяются между всеми. Фраза должна быть произнесена как можно быстрее, причем каждый хором всей командой(Слова для мальчиков: «Наши девочки лучшие в мире»,слова для девочек «Наши мальчики лучшие в мире»)
 
«Как мы умеем хозяйничать?»
Вызывается один мальчик и одна девочка. Задание накрыть стол из имеющихся приборов(чайная чашка, блюдце, скатерть, салфетка, цветок)
 
 
«Умеем ли мы одеваться?»
М: Что мы можем одеть, идя в гости?
Д: Во что мы оденемся, когда пойдем гулять?
     На столе выкладывается две стопки карточек:
1-ая: джинсы, кроссовки, свитер, лосины, тапочки, кепка,
      футболка, спортивный костюм, шорты;
2-ая: красное платье, юбка, белая кофта, костюм, галстук, брюки, рубашка
 
«В чём ошибка?»
 
М: Звонит телефон. Трубку берёт мама и говорит:
     -Алло!
     -Димку позовите!
Д: Мальчик вымыл руки и стал резко их отряхивать.
 
 
8. Игра
 
А сейчас мы поиграем все вместе. Игра называется “Это я, это я, это все мои друзья!”
Я буду задавать вопросы, а вы дружно, хлопая в ладоши, отвечайте: “Это я, это я, это все мои друзья!”
— Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
— Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
— Кто из вас, скажите, братцы, забывает умываться?
— Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
— Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
— Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
— Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
— Кто из вас, скажите вслух, на уроке ловит мух?
— Кто из вас в трамвае тесном уступает старшим место?
— Есть, ребята, между вами те, кто помогает маме?
 
9.Коллективная практическая работа
-А сейчас я мы выступим в роли художников и нарисуем совместную картину. Когда в жизни и в классе всё хорошо, когда рядом верные друзья, то на душе становится тепло, как от солнечного света. У мальчиков на столах лежат лучики солнца, на которых написаны черты характеров девочек нашего класса. Соберите из этих лучиков солнце.
(Злая, аккуратная ,добрая ,вежливая ,грубая, нежная, отзывчивая, часто ссорится, скромная ,весёлая, умная, красивая, трудолюбивая)
-Солнце дает жизнь на Земле, а на земле должны цвести сады, петь птицы.
-Девочки, расположите на картине цветы, на которых написаны черты характеров мальчиков нашего класса.
(Развязный, аккуратный ,доброжелательный ,вежливый ,грубый, неучтивый ,умеет прощать обиды, отзывчивый ,помогает в беде ,часто ссорится, скромный, общительный, ласковый, веселый, счастливый, наглый, внимательный, жадный ,крикливый)
 
Посмотрите на картину, которая у нас с вами получилась. Мне кажется ,что здесь кого–то не хватает .Конечно же нас !!!Наших добрых сердец !!!
 Продолжение жизни на картине, на нашей Школьной Земле, зависит от нас ,от того какие   поступки мы будем совершать (подпишите свои «сердца» ,приклейте на картину и выскажите свои отзывы о нашем уроке : Какие поступки будете совершать?
Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами!                                                    
 
10. Итог занятия.
— Сегодня мы с вами поговорили о мальчиках и о девочках, о их разных и похожих чертах характера. Самое главное это уметь уважать друг друга и ладить между собой.
Чему мы учились на уроке? Что понравилось на уроке? О чем расскажете родителям?
— Наш классный час подошёл к концу. Давайте возьмёмся за руки и почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы – сила, потому что мы – друзья!
Закончим наш классный час прекрасной песней о дружбе. ( исполняется песня “Ты, да я, да мы с тобой”)
 
11.Рефлексия
-Ребята, с каким настроением вы уходите сегодня домой?(Ответы детей)А чтобы ваше настроение ещё улучшилось, я хочу угостить вас шоколадом. Спасибо за участие!
 

 Презентация

 

Классный час "Нужна ли книга?" (Муравьёва Людмила Петровна)
Классный час
Тема: «Нужна ли книга в наше время?»
Цели: формирование читательских интересов;
Развитие у учащихся потребности к систематическому чтению;
Расширение кругозора;
Нравственное воспитание детей средствами литературы.
Ход классного часа
1.
      Вступительное слово
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться.
Доброе утро!
— Давайте и мы с вами поздороваемся
— Доброе утро! – гостям!
— Доброе утро! – нам!
— Доброе утро! – солнцу и птицам!
— Доброе утро! – приветливым лицам!
— И каждый становится добрым доверчивым. Доброе утро продлится до вечера.
Мы очень рады видеть всех вас в гостях у нас, мы вас очень долго ждали и готовились к встрече. Поэтому я надеюсь, что вы будите слушать внимательно то, о чём мы вам расскажем, и вам будет интересно. А разговор у нас сегодня пойдет о.… А о чём, вы сами догадаетесь, когда отгадаете загадку, которую приготовила.
Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно,
Ты беседуй чаще с ней –
Станешь вчетверо умней. (Книга)
Правильно, книга. И тема нашего сегодняшнего классного часа «Нужна ли книга в наше время?» И сегодня мы постараемся убедиться в том, что читать нужно как можно больше, что чтение улучшает память, развивает речь, помогает нам вырасти воспитанными добрыми, честными и ответить на вопрос «Нужна ли книга в наше время?».
Время современных технологий. Сегодня существует множество «книгозаменителей»: телевидение, интернет, электронные ридеры. Во многих европейских странах уже бьют тревогу: исследования показали, что число детей не умеющих читать растет.
— А как выдумаете, для чего нужно читать книги? (Ответы детей)
— Да книги делают нас умнее, из них мы узнаём много нового и интересного, они учат нас тому, как правильно поступать в той, или иной ситуации, учат по-доброму относится друг к другу, помогают понять, что такое хорошо и что такое плохо. И именно это подтверждает стихотворение В.В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо» В.В. Маяковский помогал ребятам решить вопрос, что такое хорошо и что такое плохо. Высмеивал лентяев и трусов, любил смелых ребят, честных, умеющих дружить.
2.
      Чтение стихотворения детьми.
Вот так доступно В.В. Маяковский рассказал нам, что такое хорошо и что такое плохо. Эти и другие стихотворения мы можем прочитать в книге В.В. Маяковского «Что такое хорошо» Показ книги.
3.
      Рассказ о книге.
Это современная книга. А как вы считаете, всегда ли были такие книги? (Нет)
В далекие времена бумаги не было. Сначала это были узелки на веревке, свиток папируса, связка папирусных полочек. Первые рукописи писали на глиняных табличках. В Древней Руси книги писали на березовой коре, бересте. А позже появилась бумага, сначала книга была рукописной. Писали книгу рукописные писцы золотой или серебряной краской на страницах из дорогостоящего материала. За неё давали табун лошадей, драгоценные камни и металлы. Но в древние времена книга ценилась в основном из-за содержания.
Первая русская печатная книга выпущена Иваном Федоровым 19 апреля 1564г. «Апостол», считается началом русского книгопечатания. В течении времени облик книги менялся, и наконец она приобрела привычный для нас облик: с обложками и страницами. А сейчас даже есть электронные книги.
А вы знаете, как создается книга?
·
         Над содержанием книги работают учёные, писатели. Они пишут рукопись и приносят её в издательство. В издательстве работают редакторы, машинистки, художники.
·
         Для создания книг нужны миллионы тонн бумаги. Значит, лесорубам нужно валить лес. Но срубленный лес это ещё не бумага. Плотогоны сплавляют лес по рекам.
·
         На бумажных фабриках химики превращают древесину в хрустящую белую бумажную ленту, бумага готова.
·
         Начинается работа в типографии, где должны напечатать много учебников, книг.
Очень много людей трудится над созданием книг. Труд людей велик. Мы уважаем труд людей и поэтому должны соблюдать правила общения с книгами.
Чтение стихотворения:
Знать обязаны детишки,
Что не надо портить книжки.
В них не надо рисовать
И листочки вырывать.
Все странички в них важны
Книжки вы беречь должны
А закончите читать
Книжку надо в шкаф убрать
Книжек много есть вокруг
Каждая прекрасный друг.
А вы помните правила общения с книгой? Это мы сейчас проверим и заодно повторим правила общения с книгой.
  1. Игра «Да – Нет».
Предлагаю вам игру «Да – Нет» Вы должны ответить на вопрос: «Что любит книга?». Если «да», то хлопаете в ладоши. Если «нет», то топаете ногами. Приготовились, встаньте.
Что любит книжка?
Обложку. – Да.
Грязные руки. – Нет.
Закладку. – Да.
Дождик и снег. – Нет.
Ласку. – Да.
Яичницу. – Нет.
Чистые руки. – Да.
Валяться на полу. – Нет.
Драться. – Нет.
Жить на книжной полке. – Да.
Правила общения с книгами вы знаете и у вас есть свои любимые книги, с которыми вы умеете общаться. Вы поработали в художественной мастерской и создали обложку своей любимой книги. Расскажите о своей любимой книге. О чем нам рассказывают наши книги? Они рассказывают о земле и людях, о животных и растениях, о машинах и звездах, о прошлом и будущем. А чему книги нас учат? Учат нас думать, понимать и поступать так, как учат нас герои книг, справедливости добру и отзывчивости.
  1. Работа с пословицами.
Поэтому о книгах сложено много пословиц и поговорок. Ведь в них заключена мудрость народная. А какие пословицы вы знаете? (дети называют пословицы) Молодцы! Вы знаете много пословиц о книге. А сможете ли вы к началу пословицы о книгах подобрать её окончание. Начало в левом столбике, а конец в правом, но строчки начала и конца не совпадают. Восстановите пословицы, кто догадался соедините правильно таблички.
Книга – зеркало души.
Хорошая книга – лучший друг.
Прочел новую книгу – встретился с другом.
Книга для ума, что тёплый дождик для всходов.
Объясните смысл пословицы: «Хорошая книга – лучший друг» (Друг в беде не бросит, лишнего не спросит, всегда выручит, и книга даст совет, научит, как правильно поступить.) Хорошая книга – лучший друг. А у лучшего друга должно быть все самое лучшее.
  1. Чтение загадки о библиотеке
А что же является самым лучшим для книги, вы ответите, досказав словечко к загадке, которую приготовила Даша.
Книжки в тереме живут,
В гости нас к себе зовут..!
Всегда видеть очень рады,
Здесь любого человека
Терем этот не простой,
Зовут его библиотекой.
Сегодня у нас в гостях библиотекарь детской центральной библиотеки Муравьёва Екатерина Андреевна.
  1. Презентация библиотеки
Добрый день дорогие ребята! Сегодня я вам расскажу о библиотеке. А что такое библиотека? Многие считают, что это место где хранятся книги. Но если бы книги там просто хранились, то это был бы просто книжный склад, а в библиотеке книги живут и работают. Есть много разновидностей библиотек, каждая имеет свое предназначение, это государственные, личные, детские, взрослые и специальные библиотеки. В самом центре Москвы есть удивительный город. Там живут твои и мои друзья. Этот город – библиотека. Жители этого города – книги. Улицы города – книжные полки. Они тянутся на сотни километров, на них живут книги. Самая большая в нашей стране Российская государственная библиотека в Москве. (Это бывшая Государственная библиотека им. Ленина) А как вы думаете, в нашем селе есть библиотеки?
В 20 годы 19 века в селе Омутинском была открыта изба-читальня, с целью ликвидации неграмотности населения. 13 марта 1948 года принято считать днем рождения Омутинской библиотеки. 20 сентября 1961 года организована в Омутинском «Районная детская библиотека» Она находилась в здании церковно-приходской школы. Сейчас библиотека находится по адресу ул. Калинина 44. О нашей библиотеке я вам расскажу так.
Теремок стоит с крыльцом,
В нем полным-полно жильцов
А жильцы то не простые,
Книги яркие, цветные,
Строгие и расписные,
Маленькие и большие,
Обо всем на свете,
Их читают дети.
 
Здесь каждую книгу найдут вам в момент
Её в формуляр именной занесут
А после домой на 10 дней дадут
 
Здесь книги расставлены в строгом порядке
Как числа при счёте, как клетки в тетрадке
Ведь их в этом зале, так много, не счесть
У каждой на полке своё место есть.
Порядок такой нарушать нам нельзя
Не то растеряются книги, друзья,
А чтоб в море книжек нам не заблудиться
Такое ведь тоже может случиться.
Здесь есть разметки указатели
И если изучите вы их внимательно
Они верным компасом смогут вам стать
И книгу помогут вам вмиг отыскать
Вы внимательно слушали меня и поэтому без труда отгадаете загадку.
Стоит на полке и молчит,
Откроешь, вмиг заговорит.
Расскажет вам про все на свете,
Скажите что же это, дети? (Книга)
  1. Выставка книг.
Книги рассказывают нам про всё на свете. Я принесла вам книги о правилах поведения, авторы Г.П. Шалаева и О.М. Журавлева. «Как вести себя в транспорте», «Как вести себя у врача», «Как вести себя в гостях», «Как вести себя в школе», «Как себя вести», « Новые правила поведения для воспитанных детей». В этих книгах в стихотворной форме рассказывается как нужно себя вести, научат нас правилам поведения и быть вежливыми.
  1. Вежливые слова.
Для того чтобы стать вежливыми мы должны пользоваться вежливыми словами, от которых становится теплее и радостнее. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, поможет рассеять плохое настроение.
Даже попугая можно научить
«Здравствуйте», «Пожалуйста», «Спасибо» говорить
Ну, а детям, точно уж, помните, друзья,
Про слова волшебные забывать нельзя!
А вы знаете волшебные слова? Предлагаю вам сыграть в игру «Доскажи словечко», я читаю вам стихотворение, а вы досказываете словечко. 
 
  • Растает даже ледяная глыба от слова теплого… (спасибо)
  • Зазеленеет старый пень, когда услышит… (добрый день)
  • Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо)
  • Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (здравствуйте)
  • Когда нас бранят за шалости, говорим… (простите, пожалуйста)
  • И во Франции и в Дании на прощанье говорят… (до свидания)
Молодцы, вы знаете волшебные слова! А еще есть волшебные слова, которые мы используем при приветствии, прощании, поздравлении, благодарности, извинении, просьбе. И вы со всеми ими познакомитесь, когда станете читателями нашей библиотеки, когда прочитаете много удивительных книг. Ведь если вы будете много читать, будите много знать, и может быть, однажды вам попадется книга, которая поведет вас по жизни. Приходите к нам в библиотеку, записывайтесь, и приводите своих друзей. Мы всегда будем вам рады! Вручаю вам приглашения, и мы ждем вас в пятницу 18 ноября в 11 часов.
  1. Итог.
О чём мы сегодня говорили на сегодняшнем классном часе? (о книге) Чему учат нас книги? (быть тактичными, вежливыми, пунктуальными, скромными, добрыми) Чем является для нас книга и чему она учит, нам расскажут ребята.
·
         Книга — учитель, книга — наставник, книга — близкий товарищ и друг.
Ум как ручей, высыхает и старится, если ты выпустишь книгу из рук.
·
         Взять книгу хорошую надо, и чудо к нам явится в дом;
Вдруг вспыхнет заря, заплещут моря, и дальние страны окажутся рядом.
·
         Книга торопит нас в дорогу – мечте навстречу.
Ив светлый, и в трудный час она – твой друг и советчик.
·
         Герои любимые наши нас учат, ребята, бесстрашию
Мы с ними сильней, отважней, добрей и даже немножечко старше.
·
         Книга – советчик, книга – разведчик,
Книга – активный борец и боец
Книга – нетленная память и вечность
Спутник планеты Земля, наконец.
·
         Хорошая умная книга – лучший друг человека.
Наш классный час подходит к концу. Я надеюсь, что после этого классного часа у книги станет ещё больше верных друзей. Мне хотелось бы, чтобы вы всегда были неразлучны с книгой. Пусть книги станут вашими лучшими друзьями на всю жизнь. А вы ребята уже сделали для себя вывод «Нужна ли книга в наше время?» Тот, кто считает, что книга нужна, встаньте и дружно похлопайте книге в знак благодарности. Хочу поблагодарить ребят за активное участие в классном часе. Спасибо гостям, что так внимательно слушали нас. Будем рады видеть вас ещё. А закончить наш классный час хочется строками из стихотворения В.В. Маяковского.
Як вам обращаюсь, товарищи дети!
Полезнее книги – нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь — набирайтесь ума!
Всем спасибо! До свидания!
 
 
 

Презентация

 

Дружба — это … (Гетало Светлана Ивановна)
Ход классного часа
Презентация «Дружба – это…»
Учитель: Ребята, уважаемые гости, проходите в класс. У меня к вам убедительная просьба: на столах лежат геометрические фигуры, займите место за тем столом, где лежит фигура, которая нравится вам.
1.     
Организационный момент «Минутка радости»
Учитель: Создадим хорошее настроение. Найдите молча глаза соседа и улыбнитесь ему так, чтобы стало приятно и ему, и тебе. Спасибо за положительный настрой.
2.     
Сообщение темы
Учитель: Начинаем классный час,
                  Речь пойдёт здесь лишь о нас.
                  Постарайтесь всё понять,
                  Что-то новое узнать.
Тема классного часа
«Я и Мы»
3.     
Игра «Салфетка».
Учитель: А начнём наш классный час с простой игры. Перед вами лежит салфетка. Возьмите её, сверните пополам, ещё раз пополам, оторвите верхний правый угол, сложите пополам, оторвите верхний правый угол и т.д. Покажите, что получилось друг другу. Нет одинаковых узоров на салфетке. Это и хорошо, т.к. все мы разные и одно и то же задание все выполнили по-своему. Именно это делает нас индивидуальностью. Именно наша индивидуальная особенность и делает нас неповторимой личностью.
 
4.     
Упражнение «Давайте пофантазируем…»
Учитель: А представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаз, одежда, сумма знаний и т. д.)
  • Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
  • Хорошо или плохо, что мы все разные?
  • Как жить в мире, где столько разных людей?
Ученики:  Различия дополняют и обогащают общество. Чтобы жить в мире, людям надо научиться жить, решая проблемы и задачи на основе сотрудничества.
Учитель: И чтобы добиться этой цели (сплочённый коллектив, объединённый общими целями и интересами), нужно относиться друг к другу по-доброму, дружелюбно, терпеливо, уважительно. Обратимся к надписи:
«Не оценивайте людей, а цените!». Слово «цените» закрыто. Попытайтесь определить, какое слово закрыто. Мы с вами очень разные. Давайте не оценивать людей, а …
Невозможно нравиться всем, невозможно любить всех, невозможно чтобы все ребята класса были преданными друзьями, потому что у нас разное воспитание, образование, интеллект, желание учиться, потребности, характер, вкусы, темперамент и т.д. Но мы можем жить в согласии друг с другом, ценить друг друга, принимать его таким, какой он есть, т.е. быть толерантными.
5. Практическая работа (эмоциональный тренинг)
Учитель. Приготовьтесь послушать историю – сказку А.Куприна, которая называется «Столетник»
(слайд ) Что такое столетник?
Дети. Это – травянистое растение, домашний цветок.
Учитель демонстрирует цветок для показа детям.  (слайд) По ходу чтения демонстрируются изображения других цветов.
– Слушая рассказ, представьте себя на месте столетника. По мере чтения выбирайте цвет для своих чувств и раскрашивайте этим цветом прямоугольники в своих рабочих листах, пользуясь следующими цветами:
  • красный
  • зелёный
  • розовый
  • коричневый
  • жёлтый
В одном ботаническом саду жила красавица – роза.
(слайд) Все цветы этого сада восхищались её красотой.
Однажды в этот ботанический сад принесли столетник. Он не понравился цветам, так как был некрасив. Они стали дразнить его за это. Какие это были цветы?
(слайд )
– Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?
Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
1.
Столетнику очень понравилась роза, и он попытался ухаживать за ней, но роза отвергла его.
–  Какое чувство вы испытываете, находясь на месте столетника?
Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
2.
Все цветы возмущались тем, что такой уродливый цветок смеет ухаживать за прекрасной розой.
Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
3.
Однажды ночью начался сильный дождь, засверкала молния, прогремел сильный гром, розе стало страшно. Все цветы испугались грозы. Лишь один столетник стал укрывать её своими листьями.
Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
4.
Он прикрывал её толстыми, мясистыми, но хрупкими листьями, и вдруг его стебель разломился пополам.
Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
5.
Храбрый столетник упал возле розы. Роза и остальные цветы подумали, что он погиб.
Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
6.
Но вдруг… Из того места, в котором переломился столетник, появился цветок. Сначала он был ослепительно белым, потом окрасился розовым, красным, фиолетовым и, наконец, стал чёрного цвета. Прошло лишь несколько минут. Цветок столетника перестал менять цвета. Он стал медленно закрываться. Закрылся и упал. Так закончилась долгая жизнь отважного столетника.
Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
7.
Вскоре на месте погибшего столетника появился маленький проросток, который долгое время будет некрасивым колючим растением. Но один единственный раз он расцветёт так, что его красоте не будет равных.
Выберите цветной карандаш, соответствующий вашим чувствам и раскрасьте прямоугольник.
Дети раскрашивают.
8.
Цветы ботанического сада ещё долго говорили об удивительной красоте и отваге цветка, который цветёт один раз в сто лет.
(По мотивам рассказа А. Куприна «Столетник
»
)
Рассмотрим раскрашенные прямоугольники. Проследите, пользуясь палитрой цветов, как менялось ваше настроение.
Учитель открывает на доске палитру цветов
(слайд).
  • красный – чувство возбуждения
  • зелёный – чувство спокойствия
  • розовый – чувство счастья
  • коричневый – чувство угнетённости
  • жёлтый – чувство уверенности
Дети. Каждый ребёнок соотносит своё настроение с выбранным им цветом.
— Как другие цветы относились к столетнику?
— Как поменялось отношение в конце к столетнику?
— Давайте не будем делать вывод о человеке, не узнав его ближе.
Учитель. Быть терпимым – значит обращать внимание не на то, что в нас разное, а на то, что нас сближает. А что сближает нас? Поиграем в игру «Я выбираю тебя за то, что…»
Я начинаю. Я называю кого-то из вас, указываю на то, чем мы похожи, этот человек выходит ко мне и называет другого, с которым он в чём-то схож и т.д.
Давайте встанем в круг и поговорим, а что ещё нас сближает.
Смотрите, сколько у нас общего!
(живём в одном селе, учимся в одной школе, в одном классе, мы все чьи-то дети)
( у всех нас есть личностные интересы, посещаем одинаковые кружки, есть общие увлечения )
6.     
Игра «Солнышко»
Каждому из вас я даю листок, на котором нарисовано солнышко. Вы должны записать в середине солнышка такую форму своего имени, которым бы вы хотели, чтобы называли вас. Помогите друг другу закрепить солнышки на спине. Запишите на лучиках добрые, хорошие качества друг другу. Постарайтесь написать всем. А теперь возьмите солнышко в руки. У всех написаны добрые слова, прочитайте. Любите получать комплименты? Давайте стараться как можно чаще их дарить друг другу.
7.     
Показ фильма.
У нас в классе сложилась добрая традиция. На наших экранах появился двухсерийный художественный фильм «Это мы». Сейчас мы посмотрим черновой вариант будущей 3 серии, куда вошла летняя поездка в город Тобольск, и основные моменты 1 четверти 2011 года
8.     
Чтение китайской притчи «Ладная семья»
9.
              Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи, расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь; прощение; терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: — И все? — Да, — ответил старик, — это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: — И мира тоже.
 
10. 
 Заключение
Учитель: Класс – это маленькая семья. И хотелось, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было ни ссор, ни ругани.
11. 
Рефлексия
Я предлагаю вам сейчас продолжить фразу «Для меня мой класс …»
12. 
Д/з Дерево комплиментов, эмблема толерантности

Приложение №1

 Приложение №2

Приложение №3

Приложение №4

Приложение №5