Кружок "Любознательный совёнок" Баженова О.В.
Кружок «Любознательный совёнок »: 1 класс.
Календарно — тематическое планирование .
Дата |
№ п/п |
Тема |
Цель |
Форма проведения |
Содержание |
Оборудование |
Кол-во часов. |
|
1. |
Мир вокруг. |
Дать представления об основных понятиях начального природоведения, выделять признаки предметов. |
Беседа, подвижная игра «Природа – не природа, живое – неживое» |
Природа; предметы, сделанные людьми, предметы природы; природа живая, неживая; растения и животные; человек, общество. |
Схема, окружающие предметы. |
1 |
|
2. |
Круглый год (времена года). |
Повторить и закрепить знания детей о временах года, месяцах, изменениях в природе в течение года. |
Беседа, игра «Времена года». |
Времена года, месяцы. События в живой и неживой природе по временам года, месяцам. |
В.Даль. Времена года. А. Кузнецова. Времена года. Загадки о временах года. Ил-и с изображением разных времён года. |
1 |
|
3. |
Осень в природе. |
Дать представление об изменении природы осенью, о взаимосвязях в природе (похолодание – изменения в жизни растений и живот-ных), первое представление о разнообразии флоры и фауны. |
Экскурсия. Беседа, игра «Угадай растение». Сбор листьев для гербария. |
Изменения в природе осенью, взаимосвязи в природе, представ-ления о разнообра-зии растительного и животного мира. Погода. Рассматри-вание и описание растений. Правила поведения в природе. Наблюдения за животными. |
Загадки об осени. Осенние приметы погоды. Н.Сладков. Осень на пороге. |
1 |
|
4. |
Гербарий осенних листьев. |
Научить распознавать листья разных деревьев, оформлять гербарий. |
Проектная деятельность. |
Правила оформления гербария. |
Образец гербария. |
1 |
|
5. |
Заготовка корма для птиц на зиму. |
Познакомить с возможными видами корма для птиц, правилами сбора и хранения. |
Проектная деятельность. |
Корм для птиц. |
Пакетики, баночки для корма. |
1 |
|
6-7. |
Изготовление кормушек для птиц, их размещение. |
Научить изготавли-вать кормушки из подручных, бросовых материалов. |
Проектная деятельность. |
Виды кормушек, способы размещения. |
Материалы для изготов-ления корму-шек, веревка. |
2 |
|
8. |
Как разные животные к зиме готовятся. |
Дать представление о способах подготовки животных к зиме: заготовка корма, накапливание жира, линька, защитная окраска. |
Беседа, рассказ. Игра «Угадай, кто?» |
Спячка – спасение от бескормицы, заго-товка корма, линька, защитная окраска. |
Изображения животных. ж.ДЭ «Звери и птицы наших лесов» //№9-2010. Н.Сладков. Лесные тайнички. В.Бианки. Лесная газета. |
1 |
|
9. |
Зима в природе. |
Дать представления об изменениях в природе при наступ-лении зимы, о лист-венных и хвойных растениях. Обучать умению сравнивать, устанавливать взаимосвязи в природе. |
Экскурсия. Беседа, игры: «Кто первый?», «Живое – неживое». |
Правила поведения в лесу. Декабрь, январь, февраль. Хвойные, лиственные растения. |
Животные и растения леса. Загадки. |
1 |
|
10. |
Как разные животные зимуют. Как помогать птицам зимой.
|
Сформировать представления о занятиях животных зимой: спячка, поиск пищи, размножение. Первоначальное понятие цепи питания. |
Беседа, рассказ. |
Страшен голод, а не холод. Добывание пропитания. |
Иллюстрации с изображе-нием зимующих животных. В.Бианки. Лесная газета. В.Сибирев «Птичья столовая». |
1 |
|
11. |
Строение цветко-вых растений. Условия жизни растений.
|
Дать первоначальное понятие о строении цветковых растений. Дать представление об условиях роста и развитии растений (свет, тепло, вода, почва, воздух). Учить детей сравнивать, находить признаки общности и отличия. |
Беседа, практическая работа. |
Надземные органы: стебель, лист, цветок, плод; органы растения; подземный орган – корень. Условия жизни растений: воздух, вода, почва. |
Таблица «Строение цветкового растения». Гербарий. |
1 |
|
12-13. |
Условия жизни растений. |
Обучать детей закладывать опыты, наблюдать за экспериментами. |
Проектная деятельность. |
Условия жизни растений: воздух, вода, почва. |
Живые растения, 3 горшка с землёй, банка с водой, колпак из чёрной бумаги. Пророщенная фасоль. |
2 |
|
14. |
Из чего делают одежду. |
Дать первое представ-ление о процессе производства одежды – от выращивания домашних животных и растений до готовой продукции; о роли природы как поставщика сырья. |
Экскурсия в школьный музей, рассказ, беседа. |
Хлопок, лён, шерсть. Ткань, ткачиха, ткацкая фабрика. |
Экспонаты музея. Гербарий хлопчатника и льна. Изображения овец, льна, хлопка. Почемучка(с. 318) Кукольный сундучок (с.44) |
1 |
|
15. |
Комнатные растения. |
Дать представление об условиях жизни растений, о соблю-дении этих условий при уходе за комнат-ными растениями. Обучать приёму срав-нивать 2 предмета, делать выводы из опыта. |
Беседа, демонстрация опытов, практическая работа. |
Комнатные растения, названия некоторых растений. Уход за растениями. |
Опытные и контрольные экземпляры растений, горшки с комнатными цветами, тряпочки, лейки, палочки, ведро с водой. |
1 |
|
16-17. |
Размножение ком-натных растений разными частями (органами). |
Познакомить с видами и способами вегетативного размножения растений. |
Проектная деятельность. Практическая работа. |
Виды и способы размножения растений разными частями. |
Комнатные растения, нож, горшочки с землёй, баночки с водой. |
2 |
|
18. |
Как ты устроен. |
Дать представление о внешнем строении человека, частях его тела, первое представление о роли кожи её гигиены, о функциях мышц и костей. Дать элементарное представление о некоторых органах человека и их значении для организма (мозг, глаза, уши, зубы, желудок, сердце). Начать формирование представлений о гигиене, физкультуре, закаливании. |
Беседа, объяснение, рассказ, самонаблюдение |
Части тела человека (голова, шея, туло-вище, руки, ноги), кожа, поры, осязание, мышцы, кости. Мозг, сердце, желудок – органы человеческого тела. Обоняние. Гигиена. |
Таблицы по анатомии человека: скелет, кожа, мышцы. ДЭ «Твоё тело». Модель тела человека с внутренними органами. |
1 |
|
19. |
Что такое гигиена. Режим дня.
|
Дать первое представление о гигиене, её правилах, необходимости их выполнения, значении для сохранения и укрепления здоровья; о режиме дня, его необходимости. Научить определять время по часам (округлённо: час, половина часа). |
Беседа, рассказ, самонаблюдение Игра «Можно – нельзя», практическая работа. |
Микробы, бактерии. Гигиена, правила гигиены (стричь ногти, чистить зубы, мыть руки с мылом, расчёсывать волосы, заплетать косы…) Режим дня. Определение времени по часам (примерно — час, полчаса).
|
Изображения микробов, лупы. Макет часов, картинки с эпизодами режима дня человека. Памятки с примерным режимом дня для школьни-ка 6-7 лет. |
1 |
|
20. |
Весна в природе. |
Дать представления об изменениях в природе весной, об элементарных взаимосвязях в природе. Закреплять навыки грамотного поведения в природе. |
Экскурсия. |
Изменения в неживой природе, их причины. Март, апрель, май. Подснежники. Проталины, капель. Наблюдения за живыми организмами.
|
Картины весенней природы, изображения подснежни-ков. Корм для птиц. |
1 |
|
21. |
Изготовление схем – правил поведения в природе. |
Закреплять навыки грамотного поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе. |
Проектная деятельность. |
Правила поведения в природе. |
Образцы схем. Бумага, карандаши, фломастеры, краски, кисти. |
1 |
|
22. |
Значение леса. Охрана природы. |
Сформировать представления о значении леса для животных и растений, жизни человека; ярусности в лесу; мерах охраны природы.
|
Беседа, рассказ. |
Место обитания. Обитатели леса. «Этажи леса». Богатства леса. Виды лесов. Меры охраны природы. |
С.Маршак. «Что мы сажаем, сажая леса?» А.Дитрих. Почемучка. Красная книга. |
1 |
|
23-24. |
Подготовка семян к севу. Выращивание рассады. |
Формировать навыки ухода за рассадой, пересадки, пикировки; представления о значении данных процессов. |
Проектная деятельность. Практическая работа. |
Теплолюбивые, холодостойкие растения. Посев семян. Условия для прорастания семян. |
Ящики с рассадой, стаканчики, совок, вода. Семена растений для клумбы. |
2 |
|
25-26. |
Изготовление плакатов об охране природы. |
Дать представление о принципах создания плаката, его предназначении. |
Проектная деятельность. Практическая работа. |
Плакат, содержание, призыв. |
Лист ватмана, карандаши, фломастеры, краски, кисти.
|
2 |
|
27. |
Поздняя весна, лето в природе. |
Дать представление об изменении природы летом, о взаимосвязях в природе. Познакомить с событиями в жизни растений и животных летом; воспитывать бережное отношение к природе. |
Экскурсия. |
Размножение животных, уход за потомством. Певчие птицы. Цветение, образование плодов и семян. Правила поведения в лесу. Лесные пожары: их причины и последствия. |
В. Бианки. Н. Сладков. |
1 |
|
28. |
Викторина «Знатоки природы» |
Закрепить полученные знания о природе, воспитывать интерес, любовь к природе. |
Викторина. |
Времена года, животные, растения, явления природы, организм человека, гигиена. |
|
1 |
|
29-30. |
Цветочная клумба. |
Познакомить с декоративными расте-ниями: ранне- и позднецветущими, красивоцветущими и декоративно-лиственными; принципами разбивки клумбы; учить высаживать рассаду. |
Проектная деятельность. Практическая работа. |
Декоративные, культурные растения. Виды растений. Высадка рассады. |
Цветочная рассада. Совки, лейки. |
2 |
|
|
|
|
|
Итого |
|
30 |
Утверждено
МАОУОСО школы№2
Протокол №___
от____________
Программа внеурочной деятельности
учащихся 1 класса
«Любознательный совёнок».
Составил: Баженова О.В
2011г.
Пояснительная записка.
Цель: воспитание гражданина, бережно относящегося к природе и своему здоровью, ведущего здоровый образ жизни, ценящего красоту и богатства природы, трудолюбивого и ценящего труд других людей.
Задачи:
1) расширить и углубить знания первоклассников об окружающей природе: живой и неживой, организме и здоровье человека;
2) сформировать представления об изменениях природы в соответствии с годовыми ритмами, о взаимосвязях в природе, о влиянии человека на природу, зависимости жизни и труда людей от сезонов года;
3) пробудить интерес к дальнейшему изучению предметов естественного цикла;
4) применять полученные знания и приобретать новые в ходе проектной деятельности.
Данная программа рассчитана на 30 часов, в т. ч. 15 часов отводятся на проектную деятельность учащихся. Проектная деятельность позволяет применить полученные знания на практике, демонстрирует учащимся значимость знаний, усиливает учебную мотивацию, активизирует познавательную деятельность.
Программа предусматривает ознакомление с живой природой как в ходе бесед, игр в классе, так и во время экскурсий, опытов и экспериментов, практических работ. Это позволяет не только пополнить багаж знаний первоклассников, но и сформировать у них умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать речь и логическое мышление, привить практические навыки взаимодействия с объектами природы, воспитывать бережное отношение ко всему живому, своему здоровью, и трудолюбие, что является неотъемлемой частью духовно – нравственного развития.
В результате обучения в первом классе у детей должны быть сформированы на элементарном уровне основные понятия, дающие возможность дальнейшего изучения природы.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны знать:
— Что такое природа, природа живая, неживая; общество, животные, продукты труда людей.
— Признаки времён года.
— Названия месяцев.
— Какие условия жизни нужны растениям, животным.
— Названия нескольких культурных (5 – 6) и дикорастущих растений (4 – 5) растений.
— Какие животные называются дикими, домашними, их названия (5 – 6).
— Что такое режим дня, его значение.
— Виды и назначение сельскохозяйственных орудий труда (4 – 5 видов).
— Название органов растений.
— Что такое гигиена, её значение.
— Правила ухода за комнатными растениями.
— Правила ухода за растениями на участке (посев, полив, прополка, рыхление).
— Что такое Красная книга, её значение.
— Меры охраны природы.
Учащиеся должны уметь делать следующее:
— Наблюдать за погодой.
— Отличать живое от неживого.
— Различать крупные семена 2 – 3 видов растений.
— Ухаживать за комнатными растениями.
— Различать среди животных зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых.
— Выполнять элементарные правила личной гигиены, соблюдать режим дня, вести подвижный образ жизни.
— Определять время по часам (с точностью до часа).
— Бережно относиться к продуктам труда людей.
— Самостоятельно заинтересованно изучать природу.
— Видеть и чувствовать красоту природы.
— Посильно заботиться о живых существах.
— Уметь создавать краткие тексты на тему «Бережное отношение к природе».
— Добровольно охранять природу, призывать к этому своё ближайшее окружение.
— Выделять признаки предмета, проводить сравнение (находить признаки сходства и отличия), объединять в группы по признакам сходства.
— Проводить элементарные наблюдения под руководством учителя.