Кружок "Любознательный совёнок" Баженова О.В.

 

Кружок «Любознательный совёнок »: 1 класс.

Календарно — тематическое планирование .

Дата

№ п/п

                       Тема

Цель

Форма проведения

              Содержание

Оборудование

Кол-во часов.

 

1.

Мир вокруг.

Дать представления об основных понятиях начального природоведения, выделять признаки предметов.

Беседа, подвижная игра «Природа – не природа, живое – неживое»

Природа; предметы, сделанные людьми, предметы природы; природа живая, неживая; растения и животные; человек, общество.

Схема, окружающие предметы.

     1

 

2.

Круглый год (времена года).

Повторить и закрепить знания детей о временах года, месяцах, изменениях в природе в течение года.

Беседа, игра «Времена года».

Времена года, месяцы. События в живой и неживой природе по временам года, месяцам.

В.Даль. Времена года.

А. Кузнецова.

Времена года.

Загадки о временах года. Ил-и с изображением разных времён года.

      1

 

3.

Осень в природе.

Дать представление об изменении природы осенью, о взаимосвязях в природе (похолодание – изменения в  жизни растений и живот-ных), первое представление о разнообразии флоры и фауны.

Экскурсия.

Беседа, игра «Угадай растение».

Сбор листьев для гербария.

Изменения в природе осенью, взаимосвязи в природе, представ-ления о разнообра-зии растительного и животного мира.

Погода. Рассматри-вание и описание растений. Правила поведения в природе. Наблюдения за животными.

Загадки об осени.

Осенние приметы погоды.

Н.Сладков. Осень на пороге.

      1

 

4.

Гербарий осенних листьев.

Научить распознавать листья разных деревьев, оформлять гербарий.

Проектная деятельность.

Правила оформления гербария.

Образец гербария.

      1

 

5.

Заготовка корма для птиц на зиму.

Познакомить с возможными видами корма для птиц, правилами сбора и хранения.

Проектная деятельность.

Корм для птиц.

Пакетики, баночки для корма.

      1

 

6-7.

Изготовление кормушек для птиц, их размещение.

Научить изготавли-вать кормушки из подручных, бросовых материалов.

Проектная деятельность.

Виды кормушек, способы размещения.

Материалы для изготов-ления корму-шек, веревка.

      2

 

8.

Как разные животные к зиме готовятся.

Дать представление о способах подготовки животных к зиме: заготовка корма, накапливание жира, линька, защитная окраска.

Беседа, рассказ.

Игра «Угадай, кто?»

Спячка – спасение от бескормицы, заго-товка корма, линька, защитная окраска.

Изображения животных.

ж.ДЭ «Звери и птицы наших лесов» //№9-2010.

Н.Сладков. Лесные тайнички.

В.Бианки. Лесная газета.

     1

 

9.

Зима в природе.

Дать представления об изменениях в природе при наступ-лении зимы, о лист-венных и хвойных растениях. Обучать умению сравнивать, устанавливать взаимосвязи в природе.

Экскурсия.

Беседа, игры: «Кто первый?», «Живое – неживое».

 Правила поведения в лесу. Декабрь, январь, февраль.

Хвойные, лиственные растения.

Животные и растения леса.

Загадки.

      1

 

10.

Как разные животные зимуют. Как помогать птицам зимой.

 

Сформировать представления о занятиях животных зимой: спячка, поиск пищи, размножение.

Первоначальное понятие цепи питания.

Беседа, рассказ.

Страшен голод, а не холод. Добывание пропитания.

Иллюстрации с изображе-нием зимующих животных.

В.Бианки. Лесная газета.

В.Сибирев

«Птичья столовая».

      1

 

11.

Строение цветко-вых растений. Условия жизни растений.

 

Дать первоначальное понятие о строении цветковых растений. Дать представление об условиях роста и развитии растений (свет, тепло, вода, почва, воздух).

Учить детей сравнивать, находить признаки общности и отличия.

Беседа, практическая работа.

Надземные органы: стебель, лист, цветок, плод; органы растения; подземный орган – корень.

Условия жизни растений:

воздух, вода, почва.

Таблица «Строение цветкового растения».

Гербарий.

      1

 

12-13.

Условия жизни растений.

Обучать детей закладывать опыты, наблюдать за экспериментами.

Проектная деятельность.

Условия жизни растений:

воздух, вода, почва.

Живые растения, 3 горшка с землёй, банка с водой, колпак из чёрной бумаги. Пророщенная фасоль.

      2

 

14.

Из чего делают одежду.

Дать первое представ-ление о процессе производства одежды – от выращивания домашних животных и растений до готовой продукции; о роли природы как поставщика сырья.

Экскурсия в школьный музей, рассказ, беседа.

Хлопок, лён, шерсть. Ткань, ткачиха, ткацкая фабрика.

Экспонаты музея. Гербарий хлопчатника и льна. Изображения овец, льна, хлопка.

Почемучка(с. 318)

Кукольный сундучок (с.44)

      1

 

15.

Комнатные растения.

Дать представление об условиях жизни растений, о соблю-дении этих условий при уходе за комнат-ными растениями. Обучать приёму срав-нивать 2 предмета, делать выводы из опыта.

Беседа, демонстрация опытов, практическая работа.

Комнатные растения, названия некоторых растений. Уход за растениями.

Опытные и контрольные экземпляры растений,

горшки с комнатными цветами, тряпочки, лейки, палочки, ведро с водой.

      1

 

16-17.

Размножение ком-натных растений разными частями (органами).

Познакомить с видами и способами вегетативного размножения растений.

Проектная деятельность.

Практическая работа.

Виды и способы размножения растений разными частями.

Комнатные растения, нож, горшочки с землёй, баночки с водой.

      2

 

18.

Как ты устроен.

Дать представление о внешнем строении человека, частях его тела, первое представление о роли кожи её гигиены, о функциях мышц и костей. Дать элементарное представление о некоторых органах человека и их значении для организма (мозг, глаза, уши, зубы, желудок, сердце).

Начать формирование представлений о гигиене, физкультуре, закаливании.

Беседа, объяснение, рассказ, самонаблюдение

Части тела человека (голова, шея, туло-вище, руки, ноги), кожа, поры, осязание, мышцы, кости.

Мозг, сердце, желудок – органы человеческого тела. Обоняние. Гигиена.

Таблицы по анатомии человека: скелет, кожа, мышцы.

ДЭ «Твоё тело». Модель тела человека с внутренними органами.

      1

 

19.

Что такое гигиена. Режим дня.

 

Дать первое представление о гигиене, её правилах, необходимости их выполнения, значении для сохранения и укрепления здоровья; о режиме дня, его необходимости. Научить определять время по часам (округлённо: час, половина часа).

Беседа, рассказ, самонаблюдение

Игра «Можно – нельзя», практическая работа.

Микробы, бактерии. Гигиена, правила гигиены (стричь ногти, чистить зубы, мыть руки с мылом, расчёсывать волосы, заплетать косы…) Режим дня. Определение времени по часам (примерно — час, полчаса).

 

Изображения микробов, лупы.

Макет часов, картинки с эпизодами режима дня человека. Памятки с примерным режимом дня для школьни-ка 6-7 лет.

      1

 

20.

Весна в природе.

Дать представления об изменениях в природе весной, об элементарных взаимосвязях в природе. Закреплять навыки грамотного поведения в природе.

Экскурсия.

Изменения в неживой природе, их причины. Март, апрель, май. Подснежники. Проталины, капель.

Наблюдения за живыми организмами.

 

Картины весенней природы, изображения подснежни-ков. Корм для птиц.

      1

 

21.

Изготовление схем – правил поведения в природе.

Закреплять навыки грамотного поведения в природе, воспитывать бережное отношение к природе.

Проектная деятельность.

Правила поведения в природе.

Образцы схем. Бумага, карандаши, фломастеры, краски, кисти.

      1

 

22.

Значение леса. Охрана природы.

Сформировать представления о значении леса для животных и растений, жизни человека; ярусности в лесу; мерах охраны природы.

 

Беседа, рассказ.

Место обитания.

Обитатели леса.

«Этажи леса».

Богатства леса.

Виды лесов.

Меры охраны природы.

С.Маршак. «Что мы сажаем, сажая леса?»

А.Дитрих. Почемучка. Красная книга.

      1

 

23-24.

Подготовка семян к севу.

Выращивание рассады.

Формировать навыки ухода за рассадой, пересадки, пикировки; представления о значении данных процессов.

Проектная деятельность.

Практическая работа.

Теплолюбивые, холодостойкие растения.

Посев семян.

Условия для прорастания семян.

Ящики с рассадой, стаканчики, совок, вода. Семена растений для клумбы.

      2

 

25-26.

Изготовление плакатов об охране природы.

Дать представление о принципах создания плаката, его предназначении.

Проектная деятельность.

Практическая работа.

Плакат, содержание, призыв.

Лист ватмана, карандаши, фломастеры, краски, кисти.

 

      2

 

27.

Поздняя весна,

лето в природе.

Дать представление об изменении природы летом, о взаимосвязях в природе. Познакомить с событиями в жизни растений и животных летом; воспитывать бережное отношение к природе.

Экскурсия.

Размножение животных, уход за потомством. Певчие птицы. Цветение, образование плодов и семян. Правила поведения в лесу. Лесные пожары: их причины и последствия.

В. Бианки.

Н. Сладков.

      1

 

28.

Викторина «Знатоки природы»

Закрепить полученные знания  о природе, воспитывать интерес, любовь к природе.

Викторина.

Времена года, животные, растения, явления природы, организм человека, гигиена.

 

      1

 

29-30.

Цветочная клумба.

Познакомить с декоративными расте-ниями: ранне- и позднецветущими, красивоцветущими и декоративно-лиственными; принципами разбивки клумбы; учить высаживать рассаду.

Проектная деятельность.

Практическая работа.

Декоративные, культурные растения. Виды растений. Высадка рассады.

Цветочная рассада. Совки, лейки.

      2

 

 

 

 

 

                                                       Итого

 

    

    30

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                      Утверждено

                                                                                                                                                       МАОУОСО школы№2

                                                                                                                                            Протокол №___

                                                                                                                                            от____________

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа внеурочной деятельности

учащихся 1 класса

«Любознательный совёнок».

Составил: Баженова О.В

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011г.

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

 

   Цель: воспитание гражданина, бережно относящегося к природе и своему здоровью, ведущего здоровый образ жизни, ценящего красоту и богатства природы, трудолюбивого и ценящего труд других людей.

   Задачи:

1) расширить и углубить знания первоклассников об окружающей природе: живой и неживой, организме и  здоровье человека;

2) сформировать представления об изменениях природы в соответствии с годовыми ритмами, о взаимосвязях в природе, о влиянии человека на природу, зависимости жизни и труда людей от сезонов года;

3) пробудить интерес к дальнейшему изучению предметов естественного цикла;

4) применять полученные знания и приобретать новые в ходе проектной деятельности.

 

   Данная программа рассчитана на 30 часов, в т. ч. 15 часов отводятся на проектную деятельность учащихся.   Проектная деятельность позволяет применить полученные знания на практике, демонстрирует учащимся значимость знаний, усиливает учебную мотивацию, активизирует познавательную деятельность.

   Программа предусматривает ознакомление с живой природой как в ходе бесед, игр в классе, так и во время экскурсий, опытов и экспериментов, практических работ. Это позволяет не только пополнить багаж знаний первоклассников, но и сформировать у них умения сравнивать, анализировать, обобщать, развивать речь и логическое мышление, привить практические навыки взаимодействия с объектами природы, воспитывать бережное отношение ко всему живому, своему здоровью, и трудолюбие, что является неотъемлемой частью духовно – нравственного развития.

   В результате обучения в первом классе у детей должны быть сформированы на элементарном уровне основные понятия, дающие возможность дальнейшего изучения природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Ожидаемый результат:

    Учащиеся должны знать:

 — Что такое природа, природа живая, неживая; общество, животные, продукты труда людей.

 — Признаки времён года.

 — Названия месяцев.

 — Какие условия жизни нужны растениям, животным.

 — Названия нескольких культурных (5 – 6) и дикорастущих растений (4 – 5) растений.

 — Какие животные называются дикими, домашними, их названия (5 – 6).

 — Что такое режим дня, его значение.

 — Виды и назначение сельскохозяйственных орудий труда (4 – 5 видов).

 — Название органов растений.

 — Что такое гигиена, её значение.

 — Правила ухода за комнатными растениями.

 — Правила ухода за растениями на участке (посев, полив, прополка, рыхление).

 — Что такое Красная книга, её значение.

 — Меры охраны природы.

    Учащиеся должны уметь делать следующее:

 — Наблюдать за погодой.

 — Отличать живое от неживого.

 — Различать крупные семена 2 – 3 видов растений.

 — Ухаживать за комнатными растениями.

 — Различать среди животных зверей, птиц, пресмыкающихся, земноводных, насекомых.

 — Выполнять элементарные правила личной гигиены, соблюдать режим дня, вести подвижный образ жизни.

 — Определять время по часам (с точностью до часа).

 — Бережно относиться к продуктам труда людей.

 — Самостоятельно заинтересованно изучать природу.

 — Видеть и чувствовать красоту природы.

 — Посильно заботиться о живых существах.

 — Уметь создавать краткие тексты на тему «Бережное отношение к природе».

 — Добровольно охранять природу, призывать к этому своё ближайшее окружение.

 — Выделять признаки предмета, проводить сравнение (находить признаки сходства и отличия), объединять в группы по признакам сходства.

  — Проводить элементарные наблюдения под руководством учителя.