Кружок "Экологический практикум" Баженова О.В.

 

Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Омутинская средняя общеобразовательная школа №2

                                                                                           Утверждена:
Методическим советом школы

                                                                                           Протокол № _______________

                                                                                           От       ________________

                                                       

 

 

 

 

 

 

 

Программа кружка

«Экологический практикум».

(Для учащихся 7-11 классов, срок реализации 1 год)

 

 

 

 

                                          

                                          

 

 

 

 

Автор программы: Константинов В. М.

                                              Руководитель кружка: Баженова О. В.

                                                                                 Учитель биологии.

 

 

 

 

2011 год

 

Содержание занятий.

 

1.1. Основные экологические понятия, законы, правила.

         1. Знакомство с наукой экологией.

        2. Изучение основных понятий, законов, правил.

 

1. 2. Особенности типичных экосистем нашей местности.

        1. Выявление экосистем нашей местности.

        2. Определение их особенности и их свойств.

 

1.3. Многообразие видов экосистем нашей местности.

        1. Изучение растений нашей местности.

        2. Изучение животных нашей местности.

 

1.4. Основные типы почв нашей местности, их состояние, значение и охрана.

       1. Изучение различные типы почв.

       2. Определить экологическое состояние почв.

       3. Выявить причины загрязнения и необходимость охраны почв.

 

1.5. Охраняемые и редкие виды растений и животных Тюменской области и меры по их охране и защите.

       1. Определение при помощи определителей и наглядного материала      редких растений и животных.

       2. Выявить их количественный состав и значение в природе.

 

1.6. Охраняемые природные территории Тюменской области.

       1. Дать определение охраняемым территориям области.

       2. Разделить территории по признакам на заповедники, заказники, национальные парки.

        3.Определить их значение для природы.

 

1.7. Самостоятельная подготовка экологической тропы.

       1.Выявить, что такое экологическая тропа.

       2. Определить её пункты.

1.8. Подготовка к районной конференции « Сохраним нашу Землю голубой и зелёной» .

       1. Оформление фото выставки.

 

2.1. Проведение глазомерной съёмки участка местности.

       1. Определение участка для работы.

       2. Расчёт глазомерной съёмки.

 

2.2. Составление крупномасштабной карты предложенного участка.

       1. Выбор участка.

       2. Определение масштаба.

       3. Составление карты.

 

3.1. Описание почвенного разреза.

       1. Определение места почвенного разреза.

       2. Описание структуры почвенного разреза.

 

4.1. Определение дикорастущих растений.

       1. Выявление растений на местности.

       2. Определение их вида.

 

4.2. Составление списка видов предложенной территории.

       1. Составление списка видов при помощи определителя.

 

 4.3.Проведение простейшего геоботанического описания участка леса.

       1. Выбор участка леса.

       2. Геоботаническое описание.

 

5.1. Определение птиц по голосам.

      1. Определение голоса птиц по фонограмме и в природе.

 

5. 2. Навыки проведения учёта численности птиц.

      1. Определить количество особей в стае.

      2. Определить признаки различных видов.

      3. Выявить причины учёта численности птиц.

 

5.3. Навыки полевого определения насекомых.

      1. Определить насекомых по определителю.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обоснование.

Рождённый природой, человек должен составлять с ней единое целое. Чтобы выжить, человеку нужно изменить своё отношение к природе. Любовь и почитание, бережливость и осторожность в обращении с ней – вот основа выживания человека и человечества в целом.

 Важную роль в этом играют знания о природе. Мы часто не знаем, как выглядит то или иное лекарственное растение, какими полезными свойствами оно обладает. Эти знания могут стать полезными для любого человека, а не только для специалистов- медиков.

Современная школа должна не только давать учащимся знание основных наук, но и формировать экологическую грамоту, инициативную творчески мыслящую личность. Большое значение в этой работе имеют биологические дисциплины, но на одних уроках эту задачу не решить.

Хорошую помощь в данном случае могут оказать дополнительные занятия во внеурочное время.

Учебно-полевые практические работы по геоботанике и экологии способствуют активному усвоению теоретических знаний, практических умений и навыков. На конкретном живом материале учащиеся получают наглядные представления о видовом разнообразии растений, убеждаются в сложнейших взаимосвязях различных компонентов природной среды и способах адаптации растений к неблагоприятным условиям  существования.

Учащиеся учатся оценивать роль человека в изменении природной среды и давать рекомендации по её охране.

Проведение исследовательских работ в экспедиции складывается из отдельных целевых экскурсий, индивидуального самостоятельного выполнения заданий, камеральной обработки собранных материалов, заключительной конференции.

Данная программа рассчитана на педагогов и учащихся 7-11 классов, занимающихся экологическими исследованиями.

Естественно, что силами учащихся невозможно выполнить полный объём необходимых измерений, поэтому в предлагаемых темах дана упрощённая методика, выполнение которой возможно в пределах материально- технических возможностей.

 Проведение учебно-исследовательских работ способствует развитию у учащихся интереса к научным исследованиям, к биологическим наукам в целом.

ЦЕЛЬ: Поощрить интерес учащихся к изучению биоразнообразия флоры и фауны своего района.

ЗАДАЧИ: Стимулировать научно-исследовательскую работу учащихся по изучению биоразнообразия на местах. Выявить новые места редких растений и животных по работам учащихся. Создание условий для саморазвития подростка, как личности, его духовного развития и воспитания; изучение основных  понятий экологии растений, видового многообразия лекарственных трав; правил сбора, сушки, хранения и применения лекарственного сырья; воспитание культуры природопользования, бережного отношения к природе.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемый результат

Программа построена на основе экологического воспитания школьников. Способна помочь определится в характере отношения к проблемам окружающей среды. Учит общению с природой , способствует приобретению элементарных навыков определения и устранения. нежелательных факторов  нарушающих экологическую обстановку