Кружок "Юный пожарный"

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Омутинская средняя общеобразовательная школа №2

                                                                                              Утверждена

                                                                                              Методическим советом школы

                                                                                              Протокол №________________

                                                                                              От_________________________

Программа по дополнительному образованию

 

«Юный пожарный»

 

для 7  классов

срок реализации – 1 год

 

 

 

 

 

 

 

                                   

                                  Автор программы: О.Н.Семёнов

                                             Руководитель программы: Гетало С.И., учитель русского языка и литературы.

                                                                учитель начальных классов

с. Омутинское

2011-2012 учебный год

 

 

 

 

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В нашей стране детские и подростковые организации имеют многолетнюю историю. Но в последнее время стало настоятельной необходимостью создание кружков « Юный   пожарный ».

Кружок «Юный пожарный» является детским объединением дополнительного образования, объединяющим учеников  школы в возрасте от 10 до 12лет. В состав детского объединения  входит  10 человек

План и расписание занятий «Юный пожарный»» составляется на весь учебный год. Занятия проводятся 1 раз в  неделю. Продолжительность занятия  1 час.

 В деятельность клуба привлекаются активисты художественной самодеятельности, секции спорта,  класс информатики, специалисты РДК.

 

Цели работы  кружка  « Юный   пожарный »:

 

1. Знакомство с основными причинами пожаров, со степенью их опасности.

 

2.Привитие элементарных навыков борьбы с огнем, умения правильно действовать в случае обнаружения пожара.

3.  Знакомство со средствами пожаротушения.

4. Развитие умения пропагандировать знания по противопожарной безопасности.

5. Воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой личности, готовой к созидательной, творческой деятельности и нравственному поведению.

 

Задачи:

·        дать ученикам необходимый уровень знаний безопасности жизнедеятельности

·         научить пользоваться  средствами пожаротушения, правильным действиям на случай возникновения пожара и чрезвычайной ситуации.

·         воспитывать бережное отношение к своей жизни и своему здоровью.

 

Приоритетные направления программы

 

§  проведение мероприятий по правилам пожарной безопасности;

§  проведение практических мероприятий, способствующих закреплению знаний  обучающихся;

§  освещение деятельности клуба через школьную газету и наглядные стенды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условия реализации программы

 

1.     Методическая оснащенность: методическая и художественная литература; аудио, видео; методические разработки соответствующего направления;

2.     Многоплановость деятельности, создающая для учащихся ситуацию развития каждого, как целостной личности.

3.     Отбор педагогических приемов и средств с учетом возрастных, интеллектуальных, эмоциональных особенностей школьников.

     5.  Места для проведения творческих дел: компьютерный зал, спортзал,      стадион, актовый зал.

4.     Материально – техническое обеспечение по пожарной безопасности: призы, канцтовары, материалы для оформления и творчества школьников, видео- аудио аппаратура, спортинвентарь.

 

Работа кружка должна быть нацелена на самостоятельное решение проблем, участие в общественно-познавательной жизни как в рамках школы, так и вне ее (проведение акций, праздников).

Для достижения этих целей н е о б х о д и м о:

· помочь ребенку ставить перед собой цель овладеть способами ее достижения, не забывая при этом о нравственности;

· помогать ребенку стать творцом своего дела;

· дать навыки саморегуляции, ведь ребенку недостаточно быть исполнителем, ему нужно принимать на себя роль субъекта своей деятельности, формировать собственное отношение к средствам и способам саморегуляции;

· дать ребенку средства защиты, средства восстановления личности (в физическом, психологическом, умственном развитии), научить быть готовым к трудностям.

Члены  кружка  « Юный   пожарный » д о л ж н ы:

· и м е т ь достоинство, свое «Я», стремление к самовоспитанию, самосовершенствованию, критичности;

· б ы т ь трудолюбивыми;

· о б л а д а т ь чувством коллективизма, стремлением исполнить долг перед обществом, чувством ответственности перед другими, иметь инициативу, неравнодушное отношение к коллективу;

· б ы т ь коммуникабельными (умение быстро находить общий язык с любым человеком), обладать гуманизмом, любовью к людям, умением сострадать;

· б ы т ь гражданином – патриотом – одно из главных качеств – гордиться малой Родиной, местом, где живешь.

Личность формируется и развивается в деятельности. И чем богаче и содержательнее будет организованная нами деятельность, тем больше создается возможностей для целенаправленного воздействия на восстановление социально-ценных отношений ребенка к явлениям окружающей действительности, на формирование его самосознания, на самовоспитание духовных потребностей личности в труде, творчестве, общении.

Работа  кружка  « Юный   пожарный » как раз может стать воспитывающей и развивающей деятельностью для старших школьников, помочь в организации работы по предупреждению пожаров и детского травматизма.

Деятельность детей должна развиваться в такой среде, психологический климат которой отражает законы нравственности общества, образа жизни. Такой средой может стать коллектив  кружка .

Работа  кружка  представляет собой совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую и игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение общего результата по пропаганде противопожарной безопасности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примерные этапы работы  кружка  «Юные друзья пожарных»
(для учащихся 6–8 классов)

Работа кружка может включать в себя три этапа:

· 1-й этап – накопление знаний. Во время работы на этом этапе члены кружка накапливают знания по пожарной безопасности. Дети прослушивают курс лекций по истории пожарной охраны, статистике возникновения пожаров, правилам оказания помощи на месте происшествия. Помощь на этом этапе могут оказать работники библиотеки (подготовить и провести цикл лекций по данным темам), сотрудники МЧС, сотрудники пожарной части (они проводят ряд бесед по противопожарной безопасности для членов кружка).

· 2-й этап – практический. Членами  кружка  отрабатываются последовательность действий при пожаре в школе, правила эвакуации в случае пожара. Со всеми учащимися 1–11 классов проводится учебная эвакуация, а также разъяснения правил поведения в случае пожара, знакомство с планом эвакуации и расположением всех запасных выходов из школы; проведение дополнительных внеклассных мероприятий, конкурсы на противопожарную тему.

· 3-й этап – пропаганда знаний по противопожарной безопасности. Вся работа должна быть направлена на передачу ранее накопленных знаний. Члены  кружка  уже должны обладать достаточным опытом для ведения работы по противопожарной безопасности непосредственно в классах начальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тематическое планирование  кружка 
«
 Юный   пожарный »

 

Занятия  кружка  проводятся 1 раз в неделю, 4 раза в месяц

октябрь

 

З а н я т и е 1. Организационный сбор. Анализ работы, проделанной в прошлом году. Планирование работы на новый учебный год.

З а н я т и е 2. Подготовка раздаточного материала и участие  кружка  в неделе по предотвращению детского травматизма (акция «Внимание дети»

З а н я т и е 3. Раздел: Общие знания. Тема «Основы противопожарной безопасности».

З а н я т и е 4. Раздел: Общие знания. Тема «Лесные пожары». Просмотр и обсуждение презентации «Лесные пожары в России»

 

ноябрь

 З а н я т и е 1. Экскурсия в пожарную часть

З а н я т и е 2. Знакомство с памяткой «Что делать в случае пожара в школе?».

З а н я т и е 3. Раздел: Безопасный дом. Тема «Потенциальные опасности на кухне, в спальной комнате и в общей комнате (гостиной, столовой)». Просмотр и обсуждение отрывка из видеофильма «Огонь – враг жилого дома»

З а н я т и е 4. Раздел: безопасный дом. Тема «Треугольник огня». Подготовка к областному конкурсу «Юные таланты за безопасность»

 

декабрь

З а н я т и е 1. Раздел: Безопасный дом. Тема «Будь самостоятельным, но осторожным и внимательным». Практическая работа.

З а н я т и е 2. Раздел: Безопасный дом. Тема «Что делать в случае пожара в квартире?». Просмотр и обсуждение презентации «Огонь – наш враг»

З а н я т и е 3. Раздел: Безопасный дом. Тема «Что делать в случае пожара?». Создание презентации «Что делать в случае пожара?».

З а н я т и е 4. Раздел: Безопасное поведение. Тема «Что делать, если на тебе загорелась одежда?». Создание презентации «Что делать, если на тебе загорелась одежда?».

 

январь

З а н я т и е 1. Раздел: Безопасное поведение. Тема «Как вызвать пожарную охрану?».

З а н я т и е 2. Раздел: Безопасное поведение. Тема «Правила поведения при пожаре в местах массового скопления людей».

З а н я т и я 3–4. Повторение и закрепление знаний и умений по разделам «безопасный дом» и «Безопасное поведение». Просмотр и беседа по презентации «Безопасное поведение».

 

февраль

З а н я т и е 1. Итоговое занятие по разделам «Безопасный дом» и «Безопасное поведение». Компьютерный тест «Проверь себя».

З а н я т и е 2. Создание лекторских групп. Разработка цикла лекций по противопожарной безопасности.

З а н я т и е 3. Проведение кружковцами лекционных занятий для учащихся начальной школы.

З а н я т и е 4. Проведение кружковцами лекционных занятий для учащихся 5–6 классов.

 

март

З а н я т и е 1. Подготовка театрализованной программы «Огонь – друг или враг?» для учащихся 2 классов.

З а н я т и е 2. Выступление с театрализованной программой «Огонь – друг или враг?» для учащихся 2 классов.

З а н я т и е 3. Проведение игры-викторины «Пожарным можешь ты не быть…» для учащихся 3 классов.

З а н я т и е 4. Подготовка литературной композиции «Прогулки по городу огня» для учащихся 4 классов.

 

апрель

З а н я т и е 1. Подготовка игровой  программы  «Умелые пожарные».

З а н я т и е 2. Проведение игровой  программы  «Умелые пожарные» для учащихся начальной школы.

З а н я т и е 3. Проведение игровой  программы  «Умелые пожарные» для учащихся 5–6 классов.

З а н я т и е 4. Проведение круглого стола на тему «Юные друзья пожарных. Кто они?». Встреча с новыми кружковцами и рассказ о работе  кружка с использование презентации «Отряд МАОУ ОСОШ №2 «Юный пожарный»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты:

 

§  Научить сознательно выполнять в школе, на улице,  дома правила пожарной безопасности;

§  развитие у детей навыков правильного и осторожного отношения с огнём.