Страничка психолога

 
 

         Клуб Импульс
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Омутинская средняя общеобразовательная школа №2
 
 
Рассмотрена:                                                                                                                                                              Утверждена:____________
на методическом совете школы                                                                                                                                 Директор школы:
Протокол №____от_______                                                                                                                                          Комарова А.Б.
 
                                                                                                                                                                                        
 
Дополнительная образовательная программа
психологический клуб «Импульс».
Программа для учащихся 5-10 класс.
                                                 
Срок реализации 1 год.
 
 
 
 
                                                                                                                                                            Модификация программы:
 «Психология общений Журавлева М.Ю.
                                                                                                                                                                Руководитель программы:
                                                                                                                                                                  Педагог-психолог: Львова Н.Н.
 
 
 
 
с.Омутинское
2013-2014учебный год
 
Паспорт программы деятельности психологического клуба «Импульс»
Название программы
Дополнительная образовательная программа
Психологический клуб «Импульс»
Руководитель программы
Педагог-психолог Львова Н.Н.
Организация – исполнитель
МАОУ ОСОШ№2
Автор программы
Модификация программы: «Психология общения»
Журавлева Марина Юрьевна педагог-психолог МБОУ СОШ № 73 г. Ижевска
Цель, основные задачи программы
Цель программы: создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждении среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность.
Задачи программы:
— создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
-выявить индивидуальные качества личности ребенка;
-оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.
-увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы
— развивать навыки сотрудничества, общения
— развивать способность осознавать и выражать свои чувства;
— повышать уровень самооценки учащихся;
— повышать положительный эмоциональный уровень ;
— развивать способность к самоанализу и рефлексии;
— развивать творческую активность учащихся.
Направленность
Социально – педагогическая
Возраст детей, на которых рассчитана программа
Учащиеся образовательной школы 11–15 лет
Срок реализации программы
Программа  рассчитана на 1 год
Место реализации программы
МАОУ Омутинская средняя общеобразовательная школа №2
География участников
Тюменская область, с.Омутинское
Ожидаемый результат
 Повышение социально — психологическую устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ среди учащихся школы. Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни .Овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия.
 
Пояснительная записка.
Современная социально-экономическая ситуация создает все условия для попадания детей и подростков в « зону риска». Одним из злободневных вопросов современного общества является криминализация молодежи и увеличение количества детей и подростков с девиантным поведением, которое включает в себя следующие отклонения:
ü отклонение от нормы в состоянии здоровья (нарушение в физическом или психическом здоровье, несоответствие физическому развитию, отставание в росте, акцентуация характера)
ü нарушения в сфере межличностных взаимоотношениях (непопулярен, не принят, пренебрегаем, изолирован в классном коллективе, помыкаемый, отвергаемый в группе свободного общения, конфликтен, отчужден, бесконтролен).
ü ошибки семейного воспитания («заласканное детство», «одинокое детство», «равнодушное детство», отсутствие у родителей элементарных психолого-педагогических знаний, перекладывание забот о воспитании на другого члена семьи, на школу, отстранение подростка от физического домашнего труда, конфликты в семье)
ü психотравмирующие ситуации (развод родителей, смерть близких, перемена места жительства).
В основе противоправного поведения несовершеннолетних лежат мотивы, обусловленные: внушением, подражанием, импульсивностью, мотивы ситуационного характера, ложного самоутверждения, группового поведения.
Как следствие обесценивания духовно-нравственных идеалов, растет детская беспризорность и безнадзорность, падает жизненный уровень, увеличивается число неблагополучных семей. Три категории детей (дети-инвалиды, дети-сироты, дети-правонарушители) характеризуются тем, что их положение законодательно и нормативно регулируется государством, существуют специальные органы и ведомства, которые выявляют таких детей, устанавливают их статус. Однако есть еще одна категория детей и подростков из категории «Группа риска»– к которым относятся дети из неблагополучных, асоциальных семей, из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке, с проблемами в развитии, не имеющей резко выраженной клинически-патологической характеристики, дети и подростки, воспитывающиеся в неполной семье или оставшиеся  без попечения родителей в силу разных обстоятельств, с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации. Эта категория детей является «неофициальной», но требует значительного внимания. Для таких подростков характерны: повышенная конфликтность, тревожность, большое количество страхов, агрессивность и враждебность по отношению к окружающим. Ситуация развития в неблагополучной семье способствует появлению чувства беззащитности и неуверенности в себе.
            Основная цель данной программы создать оптимальные условия для адаптации  данной категории детей в социуме.
Для полноценного психического развития ребенка огромное значение имеет его полноценное общение с окружением. Большую часть времени ребенок проводит в школе, в классе, а значит, становление его личности будет непосредственно происходить в межличностных отношениях. От того, как складываются эти отношения, во многом зависит его эмоциональное благополучие, формирование позитивной самооценки, становление и закрепление личностного стиля поведения и то, как  будет относиться к окружающему миру.
Программа психологического клуба ориентирована на учащихся 5-10 классов. Именно тема взаимоотношений со сверстниками, дружбы и сотрудничество  выходит для ребят этого возраста на первый план. Отношения с друзьями становятся в этот период более значимыми. Самооценка учащихся данного возраста  в большей степени строится на отношениях с друзьями: «Я хороший, если у меня есть друзья, если меня уважают в классе, школе».
В каждом классе существуют нигде официально не зарегистрированные системы личностных взаимоотношений между учащимися. Эти отношения характеризуются, прежде всего, избирательностью. Ученики дифференцированно относятся к своим одноклассникам. К одним они испытывают большую симпатию, к другим – меньшую, к третьим – безразличны, а четвертые вообще вызывают отрицательное отношение. Но как бы то ни было, с каждым одноклассником происходит взаимодействие, общение. И именно умение общаться дает ребенку возможность выстраивать желаемые взаимоотношения и избегать конфликтных ситуаций.
Под умением общаться понимается не только наличие языковых навыков как средства общения, но и сформированность умения продуктивного взаимодействия, наличия развитых коммуникативных умений и навыков. В процессе общения ребенок получает ответы на вопросы, узнает новую информацию, принимает социальный опыт, учится подчиняться правилам, изучает и усваивает социальные нормы, реализует свои планы и желания.
Успешное развитие межличностного общения в рамках программы идет параллельно развитию взаимопонимания между участниками общения. То, в какой мере ученики умеют понимать и отражать свои чувства, настроение друг друга, воспринимать и понимать других, а через них и самих себя, будет во многом определять процесс общения, качество отношений и способы, с помощью которых они будут осуществлять совместную деятельность.
Научить учащихся общаться, значит научить понимать и познавать другого человека, а через него и самого себя (перцептивная сторона общения). Перцепция в данном случае характеризует искусственное выделение фрагмента целостного процесса познания и направлена на попытку объяснить уникальное явление понимания людьми друг друга.
 
Цель программы: Создание оптимальных условий для адаптации детей в социуме и утверждении среди сверстников учащихся, находящихся в трудной жизненной ситуации, через вовлечение их во внеурочную деятельность.
Задачи программы:
— создать условия, способствующие социальной адаптации учащегося;
-выявить индивидуальные качества личности ребенка;
-оказать помощь в достижении позитивного разрешения проблем.
-увеличение степени самостоятельности детей и подростков, их способности контролировать свою жизнь и более эффективно решать возникающие проблемы
— развивать навыки сотрудничества, общения
— развивать способность осознавать и выражать свои чувства;
— повышать уровень самооценки учащихся;
— повышать положительный эмоциональный уровень ;
— развивать способность к самоанализу и рефлексии;
— развивать творческую активность учащихся.
Методическое обеспечение
Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга, структурными составляющими которого являются ритуал приветствия (в кругу), разминка, двигательно-активная игра, традиционное прощание (в кругу). В качестве основных средств обучения используются игры и упражнения (при необходимости – психотерапевтические приемы и техники), с помощью которых решается целый комплекс задач. Принципы ведения занятий основаны на гуманистической психологической парадигме.
Виды используемых методических средств:
  • ролевые игры;
  • психогимнастические игры;
  • эмоционально-символические методы;
  • дискуссионные игры;
  • релаксационные методы;
  • рисуночные методы;
  • когнитивные методы;
  • метод направленного воображения.
Ожидаемые результаты: Повышение социально — психологическую устойчивости учащихся в сферах межличностного, школьного и семейного общения. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ среди учащихся школы. Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни .Овладение учащимися умениями и навыками эффективного взаимодействия.
Основное содержание программы:
В соответствии с поставленными целями и задачами было разработано 20 занятий продолжительностью 45 минут каждое. Занятия проводятся в течение учебного года 1 раз в неделю по следующей схеме:
1. Введение в тему (актуализация индивидуального опыта).
2. Развертывание темы (эмоциональное включение в тему занятия).
3. Индивидуализация темы (расширение самопознания);
4. Завершение темы (углубление самопознания, снятие излишнего эмоционального напряжения, релаксация).
Для решения основных целей программы были использованы различные приемы и методы: психогимнастика, ролевая игра, дискуссия, эмоционально-гимнастические методы, релаксационные методы, когнитивные методы. Основное содержание занятий составляют полифункциональные упражнения и игры, с помощью которых можно решать сразу несколько задач.
Программа состоит из семи блоков, каждый из которых имеет свои отдельные задачи. Первый блок — «Введение в мир психологии». Это первые занятия, на которых устанавливается дружелюбная атмосфера между ребятами, объясняются особенности уроков психологии и устанавливаются правила работы на таких занятиях. Вторая тема – «Мои чувства» — помогает детям научиться понимать и контролировать свое эмоциональное состояние. Тема «Познай самого себя и других» дает ребятам возможность исследовать себя, узнать, что все люди имеют как хорошие качества, так и те или иные недостатки. На этих занятиях развивается рефлексия и толерантность учащихся. Темы «Я и мои друзья» и «Дружба девочек и мальчиков» одна из самых интересных для ребят этого возраста. Именно на этих занятиях впервые затрагиваются понятие дружбы, тема взаимоотношений, конфликтов. Что такое настоящая дружба и умеют ли ребята дружить – ответы на эти вопросы учащиеся ищут совместно с педагогом. Далее идут занятия на тему сотрудничества. Ребятам дается само понятие сотрудничества, принципы эффективного сотрудничества, в игровой форме отрабатываются навыки эффективного взаимодействия. Последняя тема «Мое настоящее и будущее» дает детям возможность отрефлексировать изменения, произошедшие с ними за учебный год, окунуться в свой внутренний мир, оказать психологическую поддержку ребятам, нуждающимся в ней. И завершают программу два заключительных занятия, основная цель которых – установка на веру в себя и в свой успех.
 
 
 
 
 
 
 
Учебно-тематический план
Тема занятия
Задачи, решаемые на каждом занятии
Упражнения, игры,
психотехники.
Всего
часов
Теория
Практика
1.
Введение в мир психологии
— Дать основное понятие науки психологии;
— Установить принципы работы на занятиях;
— Повышение самооценки
— Вводная беседа «Что такое психология?»;
— Упр. «Правила работы на занятиях»;
— Упр. «Ласковое имя»;
— Упр. «Мое настроение»;
— Игра «Атомы и молекулы»;
— Упр. «Комплименты»;
— Рис. «Это Я»
1 час
0,5
0,5
Мое настроение
— Повышение эмоционального фона в классе;
— Повышение самооценки;
— Сплочение  коллектива;
— Определить понятие «эмоции»;
— Научить осознавать свои эмоциональные состояния
— Беседа «Что такое настроение»;
— Упр. «Я дома, в школе, с друзьями»;
— Упр. «На что похоже мое настроение»;
— Рисуночный тест «Узнай о себе все»;
— Игра «Молекулы»;
— Упр. «Мои эмоции»;
— Упр. «Тренируем эмоции»;
— Упр. «Рисуем настроение»
1 час
0,5
0,5
3.
Кто Я? Какой Я?
— Повышение самооценки;
— Развитие рефлексии;
— Развитие взаимопонимания;
-Развитие доброжелательного отношения к себе и к другим
— Упр. «Кто Я?»;
— Упр. «Какой Я?»;
— Рис. «Какой я сейчас»;
— Физ. мин. «Мороженое»;
— Упр. «Мое имя»;
— Рис. «Я в виде растений»;
— Упр. «Герб»;
— Упр. «Чем я отличаюсь от остальных» — мини-сочинение
2 часа
1
1
4.
Радость.
Удовольствие.
Интерес.
Счастье.
 — Определить понятия положительных эмоций;
— Способствовать адекватному самовыражению;
— Способствовать рефлексии эмоциональных состояний;
— Подчеркнуть ответственность человека за свои чувства и мысли
— Упр. «Радость – это…»
— Упр. «Моя ладошка»
— Упр. «Мои желания»;
— Упр. «Мои счастливые моменты в жизни»;
— Рис. «Счастье»;
— Упр. «Моя звезда»;
— Методика «Волшебная страна чувств»
2 часа
1
1
5.
Грусть.
Обида.
— Способствовать рефлексии эмоциональных состояний;
— Определить понятия отрицательных эмоциональных переживаний;
— Научить отличать отрицательные эмоции от положительных.
— Упр. «Если я камушек»;
—  Рис. «Дом. Дерево. Человек»;
— Упр. «Я внутри и снаружи»;
— Рис. «Я обиделся»;
— Рис. «Мне грустно»;
— Упр. «Мои колючки»;
— Упр. «Имена чувств»;
— Упр. «Работа с плакатом» (одиночество)
2 часа
1
1
6.
Страх.
— Определить понятие «страх», «тревога», «одиночество»;
— Помочь подросткам в преодолении страхов;
— Помочь детям обрести уверенность в себе и понять, что вера в себя необходима для развития человека
— Тест «Страхи в домиках»;
— Рисуночная терапия «Несуществующее животное»;
— Рис. «Мой страх»;
— Упр. «Одиночество»;
— Упр. «Способы преодоления страха»;
— Коллективный рисунок «Я ничего не боюсь»
2 часа
1
1
7.
День психологии
— Научить детей работать сплоченной, дружной командой;
— Умение высказывать свое мнение;
— Воспитывать дух соревнования;
— Повышение самооценки;
— Умение работать в парах, группах,  командой.
— Задания на внимание;
— Упр. на память;
— Упр. на воображение и фантазию;
— Упр. на мышление;
— Коллективные рисунки;
— «Почта доверия»;
— «Психологическая газета»;
— Рефлексия
1 час
0,5
0,5
8.
Я и мир вокруг меня
— Развитие социально-коммуникативных навыков;
— Повышение самооценки;
— Сплочение ;
— Формирование у обучающихся умения увидеть в другом человеке его достоинства
— Упр. «Я и мой мир»;
— Упр. «20 желаний»;
— Упр. «Пожелание»;
— Упр. «Сад цветов»;
— Коллаж «Формула любви» или «Формула успеха»
1 час
1
1
9.
Я и мои друзья
Правила дружбы
— Развитие коммуникативных навыков;
— Помочь детям осознать качества настоящего друга;
— Повышение самооценки;
— Сплочение коллектива ;
— Обсудить проблемы подростковой дружбы
— Упр. «Групповая дискуссия»;
— Упр. «Солнце, тучка, дождик»;
— Упр. «Кто такой настоящий друг?»;
— Игра «Мы — команда»;
— Методика «Социометрия»;
— Игра «Измерим друг друга»;
— Упр. «Телеграмма»;
— Упр. «Выбираем друзей»;
— Рис. «Школа зверей»
2 часа
1
1
10.
Я и  моя школа
— Помочь детям осознать особенности позиции ученика;
— Повышение самооценки;
— Сплочение  коллектива;
— Развивать умение высказывать свое мнение;
— Развивать навыки общения
— Упр. «Школа – это…»
— Упр. «Неоконченные предложения»;
— Рис. «Школа на планете «Наоборот»;
— Анкета «Психологический климат в классе»;
— Методика «Мотивация учения»
1 час
0,5
0,5
11.
Я и моя семья
— Определить эмоциональное состояние ребенка по рисунку семьи;
— Изучить индивидуальные особенности «Образа мира»;
— Выявить уровень самооценки;
— Изучить взаимоотношения «родитель-ребенок»
— Анкета «Мои взаимоотношения»;
— Анкета «Близкие ребенку люди»;
— Рис. «Моя семья в виде растений»;
— Игра «Фруктовый салат»;
— Анкета «Ласковые слова»;
— Рисуночный тест «Выходной день в моей семье»;
— Сочинение – размышление «За что я люблю своих родителей», «Радости моего дома» или «Мой дом – моя крепость?!»
1 час
0,5
0,5
12.
Мои способности
— Развитие внимания;
— Развитие памяти;
— Развитие мышления;
— Развитие речи, активного и пассивного словаря;
— Сплочение коллектива ;
— Повышение эмоционального фона
— М. «Корректурная проба»;
— М. Мюнстерберга;
— Упр. «Исключение понятий»;
— М. «Выделение существенных признаков»;
— Тест «Кольца»;
— Игра «Цветок, дерево, фрукт»;
— М. «Исключение лишнего»;
2 часа
0,5
0,5
13.
Мой внутренний мир
— Развитие воображения, фантазии;
— Сплочение  коллектива;
— Повышение самооценки;
— Подчеркнуть ценность и уникальность внутреннего мира каждого человека;
— Упр. «Мой рисунок- это чудо»;
— Упр. «Если я камушек»;
—  Игра «Скрепка»;
— Тест «Конструктивный человек из геометрических фигур»;
— Упр. «Моя вселенная»;
— Упр. «Точки»
2 часа
2
14.
Дружба девочек и мальчиков
— Формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу;
— Определить – что такое дружба девочек и мальчиков;
— Сплочение коллектива
— Упр. «Я – девочка»;
— Упр. «Я – мальчик»;
— Анкета «Я»;
— Упр. «Мои проблемы»;
— Почта доверия;
— Упр. «Письмо»;
— Коллаж на тему «Дружба»
2 часа
1
1
15.
Я – уникальная и неповторимая личность
 — Учит детей внимательно относиться к себе и к другим, уважать и принимать себя;
— Повышение самооценки;
— Умение находить в других положительные качества
— Упр. «Мое имя»;
— Упр. «Мои пожелания» (психологу, учителю, одноклассникам, родителям);
— Упр. «Солнышко»;
— Методика «Дерево»;
— Тест на самооценку (Дембо –Рубинштейн);
— Метод символических заданий
1 час
0,5
0,5
16.
Мы – дружный класс
 — Сплочение коллектива;
— Научить детей общаться при помощи жестов и мимики;
— Развитие навыков координации совместных действий
— Упр. «Цвет моего настроения»;
— Игра «Деление на команды»;
— Упр. «Снежки»;
— Упр. «Выстраивание»;
— Упр. «Вавилонская башня»;
— Упр. «Мое впечатление»;
— Игра «Покажи и объясни»;
1 час
1
17.
Познай самого себя и других
— Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков;
— Закрепить знания учащихся о положительных и отрицательных качествах характера человека;
— Развитие интереса к себе
— Шуточный тест «Нарисуй свой характер»;
— Тест «Какие у тебя друзья?»;
— Упр. «Лесенка»;
— Упр. «Мои качества»;
— Рис. «Какой я сейчас»;
— Рис «Я и мой мир»;
— Игра «Я и ты»
1 час
0,5
0,5
18
Мои ценности
— Научить детей находить в себе положительные стороны, качества;
— Научить детей в конфликтах идти на компромисс;
— Повышение самооценки.
— Упр. «Мои ценности»;
— Упр. «Мои качества»;
— Упр. «Я хочу, я могу,
я умею»;
-Игра «Волшебный магазин»;
— Рис. «Самое главное»
2 часа
1
1
19
Мое настоящее и будущее
— Изучить интересы детей;
— Определить склонность к будущей профессии;
— Провести беседу и анализ полученных результатов;
— Дать советы и рекомендации по выбору профессии
— Коллаж на тему «Мое будущее. Моя цель в жизни»
— Игра «Я сейчас и я потом»;
— Оформление психологической газеты;
— Методика «ДДО»;
— Анкета «Мои интересы»
2 часа
1
1
20
Итоговое занятие «Всем спасибо»
— Повышение эмоционального фона ;
— Развитие эмпатии;
— Сплочение коллектива;
— Развитие рефлексии
— Упр. «Мои пожелания классу;
— «Пожелания учителю»;
— «Пожелания психологу»;
— «Хоти сказать спасибо!»;
— Рис. или мини – сочинение «Я и психология»
1 час
0,5
0,5
                                                                                          итого
30 часов
13,5
16,5
 
 
 
 
 
 
Используемая литература:
1. Битянова М.Н. Работа психолога в начальных классах. – М., 2004.
2. Богатырева Т.Л. Практическому психологу – цикл занятий с подростками 10-12 лет – М., 2007
3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007
4. Емельянова Е.В. Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге. – СПб.: Речь, 2008
5. Психологический комфорт в школе: как его достичь: акции, тренинги, семинары. Авт.-сост. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко. – Волгоград: Учитель, 2009
6. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии: школьник и компьютер: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007
7. Лукьянова М.И. Моя профессия – детский психолог. – М.: АРКТИ, 2007
8. Неделя психологии в школе / Т.Азарова, М. Битянова, Т. Беглова и др. – М.: Чистые пруды, 2005
9. Поверь в себя: программа психологической помощи подросткам / Юлия Зарипова – М.: Чистые пруды, 2007. Вып. 4 (16)
10. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: Изд-во ГНОМ и Д, 2000
11. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов на Дону: Феникс, 2008
12. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. – М.: Генезис, 2004

 

         Психологическая готовность ребенка к школе
Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
  Говоря о проблеме готовности ребенка к школе, психологи связывают ее с кризисом семи лет. Именно кризис семи лет венчает развитие ребенка в дошкольном возрасте и открывает собой период младшего школьного возраста. Можно даже сказать: прошел ребенок кризис семи лет – он школьник, не прошел кризиса семи лет – он психологически является дошкольником.
Кризис – это переход к новой стадии развития¸ подготовленный противоречием между образом жизни ребенка и его возможностями. Так, игра как ведущий вид деятельности утрачивает для ребенка свою былую привлекательность, он стремится к продуктивной деятельности, которая оценивается взрослым как значимая. Через эту оценку ребенок переживает успех или неудачу, готовность волевыми усилиями преодолевать трудности, желание соответствовать требованиям. Таким образом он поднимается на новую ступеньку в своем развитии, получает новый статус – статус школьника.
Если дошкольники непосредственны и не управляют своими эмоциями, то дети, прошедшие кризис семи лет, начинают осознавать свои эмоции, предвидеть их и намеренно и произвольно уходить от нежелательных ситуаций.
 Кризис семи лет – это период рождения социального «Я» ребенка, перестройка его отношений
  • со взрослыми;
  • со сверстниками;
  • к самому себе (появляется самооценка, уровень притязаний, отношение к успеху и неуспеху, формируется «я-концепция»).
Ребенок, переживший кризис, психологически готов к школе. Он способен выбрать адекватное поведение, умеет попросить о помощи и оказать ее, уважает желания других людей, может включиться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Он не будет мешать своим поведением другим, умеет сдерживать себя, говорить о своих потребностях в приемлемой форме. Он готов принять школьные правила и требования учителя.
Сейчас психологи всего мира говорят о некоторой всеобщей инфантилизации детей, то есть современные семилетки личностно моложе своих сверстников десятилетней давности. Такое несоответствие биологического и психологического возраста означает, что многие первоклассники психологически являются дошкольниками, по сути, детьми не готовыми к школьному обучению. «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).
Говоря о готовности к школе, обычно рассматривают несколько аспектов этого понятия. Остановимся на них подробнее.
            Ребенок должен обладать определенным уровнем
физического здоровья. Высидеть 4-5 уроков по 40 минут, да еще делать д/з – задача непосильная для дошкольника – это
физическая готовность к школе. Но, конечно, этого недостаточно.
Сегодня много говорят о
психологической готовности к школе. Известный психолог Л.И. Божович рассматривает два аспекта психологической готовности к школе:
личностную и интеллектуальную готовность.
            При характеристике
интеллектуальной готовности акцент делается
не на количественный запас представлений ребенка, а на уровень развития его интеллектуальных процессов. Ребенок интеллектуально готов к школе, если он умеет «обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира» (Л.С. Выготский, Л.И. Божович). Другими словами, если у него развита способность концентрировать внимание, выделять главное, сравнивать, видеть логику связей между предметами и явлениями, устанавливать простые закономерности. К семи годам формируется и способность специально запоминать необходимую информацию.
Характеризуя
личностную готовность к школьному обучению, прежде всего, имеют в виду развитие
мотивационной и произвольной сфер ребенка. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что 1) у него уже есть
потребность занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что 2) у него есть
познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, которое Л.И. Божович назвала
«внутренней позицией школьника». Однако необходимо помнить, что желание
пойти в школу и желание
учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
 Внутренняя позиция школьника позволяет ребенку включиться в учебный процесс, сознательно подчиняя свои действия правилам и требованиям. Речь идет о
произвольном, т.е. подчиненном воле ребенка
поведении.
Произвольность нужна ребенку и для того, чтобы выстраивать адекватные системе обучения
отношения со взрослыми, в первую очередь, с учителем. Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места и т.д.
Также ребенок должен уметь строить
отношения со сверстниками. Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к
децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.
            Важно развитие таких школьно значимых функций, как зрительно-моторная координация и мелкая моторика руки, фонематический слух и общий уровень развития речи.
Но самое главное, что должны понимать родители, отправляя своего ребенка в первый класс, –
невозможно стать школьником в один момент. Маленький первоклассник сочетает в себе школьника и дошкольника. Ребенку необходимо понять, в каких ситуациях он должен быть школьником (на уроке, во время приготовления домашнего задания), а когда он имеет право вести себя как дошкольник. Не стоит осуждать интерес ребенка к играм и игрушкам. Более того, надо понимать, что именно в игре формируются необходимые для учащегося качества, та самая пресловутая готовность к школе: способность действовать по правилам, вести себя в соответствии с ситуацией, удерживать внимание и т.д. При этом игры могут быть самыми разными: подвижными, сюжетно-ролевыми и т.д.
Поэтому любящие родители не только не критикуют ребенка, когда тот обращается к играм, но поощряют такие занятия, и даже сами становятся их инициаторами и участниками. Тем более что параллельно игра выполняет еще одну очень важную функцию: она помогает снять напряжение. Это свойство игры трудно переоценить особенно в период адаптации к условиям школьного обучения.
Любящие родители стараются показывать и рассказывать ребенку что-то новое, расширяя его кругозор, а главное, заражая ребенка собственным интересом к новому, неизведанному. Известно много разных мотивов учения, но самым сильным, заставляющим преодолевать трудности, является познавательный, или учебный мотив. Он связан именно с интересом и удовольствием от процесса познания.
Как относиться к школьным успехам и неудачам ребенка – еще один вопрос, который встает перед родителями с началом школьной жизни. На первых порах ребенку необходимо ощущение собственной успешности. Оно значительно облегчает трудности адаптации и способствует повышению школьной мотивации. Поэтому в первое время поощрение особенно важно. При этом поощрение должно быть корректным: мы хвалим не ребенка самого по себе, а какую-то черту его поведения, результат его деятельности. Порой приходится искать то, что у ребенка получилось хорошо (пусть это всего лишь один крючок из прописей). Это необходимо, чтобы помочь ему поверить в свои силы.
Важно, чтобы ребенок понимал, что оценивается не он сам, а всего лишь результат его деятельности. Так, при выполнении домашнего задания можно спрашивать маленького ученика: «Как ты думаешь, что у тебя получилось особенно хорошо? А что – не очень?»
Если ребенок болезненно переживает неудачи, можно помочь ему, используя слово «зато», то есть обязательно постараться найти в работе какое-нибудь достоинство.
Иногда ребенок приносит из школы грусть, обиду или злость. Важно дать ему возможность выразить свои негативные чувства, внимательно выслушать его и согласиться с тем, что иногда такое случается: «Я вижу, ты расстроился. Тебе было обидно. Даже в школу ходить не захотелось» — так мы оказываем ребенку необходимую эмоциональную поддержку.
Очень важно создать для ребенка щадящий режим: пораньше укладывать его спать, важно, чтобы ребенок бывал на улице, двигался. Важно ограничить время приготовления уроков до одного часа с физминуткой после получасового занятия.
Быть родителями первоклассника действительно непросто. Бывает, что не хватает терпения, выдержки, когда мы занимаемся с ребенком. Но надо помнить: ребенок осваивает совершенно новую для себя деятельность, новый образ жизни. И ему очень нужна ваша любовь и поддержка. Тогда он многое сможет. Только, может быть, не так скоро, как этого бы нам хотелось.
Источник:
http://festival.1september.ru/articles/561045/
         Проблема адаптации первоклассников
Проблема адаптации первоклассников к школе
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально-психологическом, так и в физиологическом плане.
Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам.
Это очень напряженный период, прежде всего, потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.
С началом обучения в школе удельный объем нагрузок, связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести-семи лет, эта нагрузка является наиболее утомительной.
Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.
Сложность приспособления организма к новым условиям и новой деятельности, высокая цена, которую «платит» организм ребенка за достигнутые успехи, определяют необходимость тщательного учета всех факторов, способствующих адаптации ребенка к школе и, наоборот, замедляющих ее, мешающих адекватно приспособиться. Учитель должен хорошо представлять себе это и нести ответственность за здоровье каждого ребенка.
Большинство детей в основном готовы к школе. Желание новизны, осознание важности изменения своего статуса: «я уже ученик!», готовность к выполнению стоящих перед ним задач помогают ребенку принять требования учителя, касающиеся его поведения, отношений со сверстниками, подчиниться новому режиму дня, распорядку занятий, иерархии дел и т. п. Несмотря на то, что выполнение многих правил достаточно трудно, воспринимаются они учеником как общественно значимые и неизбежные.
Как правило, опытный учитель и родители знают и понимают, насколько важно, чтобы требование соблюдения правил и норм поведения не было эпизодическим, зависящим от настроения. Учитель должен с самого начала разъяснить детям, что от них требуется. Важно сразу показать ученику отличие его новой позиции, прав, обязанностей от того, что было раньше, до школы.
От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе. Как правило, учитель для ученика – высший авторитет, которому на первых порах уступает даже авторитет родителей. Учитель не просто взрослый, а авторитетный наставник, требующий выполнения определенных правил поведения, пресекающим их нарушения, вся деятельность которого подчинена основной задаче – дать детям знания. И ученики, как правило, очень хорошо понимают это. Они четко осознают дистанцию, понимают статус учителя, отличают его от других взрослых. Правда, есть дети, особенно среди шестилеток, не осознающие специфическую позицию учителя и свое положение ученика. Такой ребенок может сказать учителю в ответ на его замечание: «Я не хочу здесь учиться: мне с вами неинтересно». С таким ребенком отстоять свое «я» бывает довольно трудно. В этих случаях бесполезно приказывать, наказывать, нужно завоевать доверие и уважение ребенка; поэтому важно проявить терпение, доброжелательность, расположить к себе малыша, попробовать серьезно, «по-взрослому» поговорить, но не при всех, а наедине. Можно привлечь на помощь, не жалуясь на ученика, родителей. Через некоторое время (если нет других отклонений в поведении) все уладится.
Одна из основных задач, которые ставит перед ребенком школа, – это необходимость усвоения им определенной суммы знаний, умений и навыков. И, несмотря на то, что общая готовность учиться (желание учиться) практически одинакова у всех детей, реальная
готовность к обучению очень различна. Поэтому у ребенка с недостаточным уровнем интеллектуального развития, с плохой памятью, с низким уровнем развития произвольного внимания, воли и других качеств, необходимых при обучении, будут самые большие трудности в процессе
адаптации. Сложность в том, что начало обучения меняет основной вид деятельности ребенка, но и новый вид деятельности – учебная деятельность – возникает не сразу.
Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой
учебной деятельности. Но в самом начале обучения у первоклассников еще нет потребности в теоретических знаниях, а именно эта потребность является психологической основой формирования учебной деятельности.
На первых этапах адаптации мотивы, связанные с познанием, учением, имеют незначительный вес, а познавательная мотивация учения и воля еще недостаточно развиты, они постепенно формируются в процессе самой учебной деятельности. Ценность учения ради знания, потребность постижения нового не ради оценки или избегания наказания – вот что должно быть основой учебной деятельности.
Процесс физиологической адаптации ребенка к школе можно разделить на несколько этапов, или периодов, каждый из которых имеет свои особенности и характеризуется различной степенью напряжения функциональных систем организма. То, как проходит этот процесс, какие изменения в организме ребенка отмечаются при адаптации к школе (при разных программах, разном возрасте начала обучения), в течение многих лет изучали специалисты Института возрастной физиологии РАО Антропова М.В., Кольцова М.М. и др. Как правило, это были комплексные исследования, которые включали изучение показателей высшей нервной деятельности, умственной работоспособности, состояния сердечно-сосудистой системы, системы дыхания, эндокринной системы, состояния здоровья, успеваемости, режима дня, учебной активности на уроках. Такое комплексное и всестороннее изучение изменений, происходящих в организме, наряду с оценкой состояния здоровья и важнейших педагогических аспектов обучения (при этом по возможности соблюдались все гигиенические требования к организации учебного процесса), позволило получить достаточно полную картину процесса адаптации.
Выделены три основных этапа (фазы) физиологической адаптации.
Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (две-три педели).
Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) варианты реакций на эти воздействия. На первом этапе ни о какой экономии ресурсов организма говорить не приходится: организм тратит все, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.
Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанные с ним утомление и переутомление могут привести к нарушению здоровья.
На этом этапе обучения нельзя чрезмерно интенсифицировать учебную работу, почему дети так быстро устают и трудно удержать их внимание. В соответствии с этим нужно строить весь педагогический процесс так, чтобы не наносить ущерба здоровью каждого ребенка. Нельзя забывать, что готовность детей к систематическому обучению различна, различно состояние их здоровья, а значит, процесс адаптации к школе в каждом отдельном случае будет различным.
Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно пять-шесть недель, т. е. этот период продолжается до 10 – 15 октября, а наиболее сложными являются первая – четвертая недели.
Чем же характеризуются первые недели обучения? Прежде всего, достаточно низким уровнем и неустойчивостью работоспособности, очень высоким уровнем напряжения сердечно-сосудистой системы, симпатоадреналовой системы, а также низким показателем координации (взаимодействия) различных систем организма между собой. По интенсивности и напряженности изменений, происходящих в организме ребенка в процессе учебных занятий в первые недели обучения, учебную нагрузку можно сравнить с воздействием на взрослый, хорошо тренированный организм экстремальных нагрузок.
Только на пятой-шестой неделях обучения постепенно нарастают и становятся более устойчивыми показатели работоспособности, снижается напряжение основных жизнеобеспечивающих систем организма (центральной нервной, сердечно-сосудистой, симпатоадреналовой), т. е. наступает относительно устойчивое приспособление ко всему комплексу нагрузок, связанных с обучением. Однако по некоторым показателям эта фаза относительно устойчивого приспособления затягивается до девяти недель, т. е. длится более двух месяцев. И хотя считается, что период острой физиологической адаптации организма к учебной нагрузке заканчивается на пятой-шестой неделях обучения, весь первый год (если сравнить показатели на следующих периодах обучения) можно считать периодом неустойчивой и напряженной регуляции всех систем организма.
Успешность процесса адаптации во многом определяется состоянием здоровья ребенка, поэтому проблемой адаптации к школе в зависимости от здоровья давно занимаются медики. О «школьном стрессе», «школьном шоке», «школьных страхах» (школофобии) медики начали говорить еще в середине 50-х годов, и понятие это заняло прочное место в документах ВОЗ, показывая, что эти явления не исчезают, но от года к году проявляются с большей остротой.
В зависимости от состояния здоровья адаптация к школе, к изменившимся условиям жизни может протекать по-разному. Выделяются группы детей, с легкой адаптацией, адаптацией средней тяжести и тяжелой.
При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация к школе проходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.
Напряжение всех функциональных систем организма ребенка, связанное с изменением привычного образа жизни, в наибольшей степени проявляется в течение первого полугодия. Почти у всех детей в начале школьных занятии наблюдаются двигательное возбуждение или заторможенность, жалобы на головные боли, плохой сон, снижение аппетита. Эти отрицательные реакции бывают тем более выражены, чем резче переход от одного периода жизни к другому, чем меньше готов к этому организм вчерашнего дошкольника. Большое значение имеют такие факторы, как особенности жизни ребенка в семье (насколько резко отличался привычный для него режим от школьного). Безусловно, первоклассники, посещавшие ранее детский сад, значительно легче адаптируются к школе, чем «домашние», непривычные к длительному пребыванию в детском коллективе и режиму дошкольного учреждения. Одним из основных критериев, характеризующих успешность адаптации к систематическому обучению, являются состояние здоровья ребенка и изменения его показателей под влиянием учебной нагрузки. Легкую адаптацию и в определенной степени адаптацию средней тяжести можно, по всей вероятности, считать закономерной реакцией организма детей на изменившиеся условия жизни. Тяжелое же протекание адаптации свидетельствует о непосильности учебных нагрузок и режима обучения для организма первоклассника. В свою очередь выраженность и длительность самого процесса адаптации зависят от состояния здоровья ребенка к началу систематического обучения.
Легче переносят период поступления в школу и лучше справляются с умственной и физической нагрузкой здоровые дети, с нормальным уровнем функционирования всех систем организма и гармоничным физическим развитием. Критериями благополучной адаптации детей к школе могут служить благоприятная динамика работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия, отсутствие выраженных неблагоприятных изменений показателей состояния здоровья и хорошее усвоение программного материала.
К сожалению, в настоящее время здоровых детей поступает в школу только 20 — 25%. У остальных уже имеются различные нарушения в состоянии здоровья. Вполне естественно, что вероятность неблагополучного протекания процесса адаптации у этих детей значительно возрастает.
У каких детей труднее всего протекает адаптация? Тяжелее всех адаптируются дети, у которых неблагоприятно протекал период новорожденности, дети, перенесшие черепно-мозговые травмы, часто болеющие, страдающие различными хроническими заболеваниями и особенно имеющие расстройства нервно-психической сферы. На всех этих трудностях адаптации мы остановимся особо.
Общая ослабленность ребенка, любое заболевание, как острое, так и хроническое, задержка функционального созревания, ухудшая состояние центральной нервной системы, служат причиной более тяжелого протекания адаптации и обусловливают снижение работоспособности, высокую утомляемость, более низкую успеваемость, ухудшение здоровья.
Литература:
Солдатова Е.Л., Лаврова Г.Н. Психология развития и возрастная психология. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – С. 123..
Мухина В.С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002. – С. 358.
Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Просвещение, 1999. – С. 312..
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Академия, 1997. – С. 72.
Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка. – СПб.: Питер, 2003. – С. 234..
Коломинский Я.Л., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии. – СПб.: Питер, 2004. – С. 211..
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Академия, 1997. – С. 74.
Кравцов Г.Г., Кравцова Е.Е. Шестилетний ребенок. Психологическая готовность к школе. – М.: Знание, 1987. – С. 121.
Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001. – С. 119..
Психокоррекционная и развивающая работа с детьми / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 1998. – С. 46.
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М.: Академический проект, 2003. – С. 124.
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М., Темнова Л.В. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе. – М.: Академический проект, 2003. – С. 125.
Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика? – М.: Академия, 1997. – С. 76.
Венгер Л. Как дошкольник становится школьником? // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 66-74.
Вьюнова Н.И., Гайдар К.М. Проблемы психологической готовности детей 6-7 лет к школьному обучению // Психолог в детском саду. – 2005. – № 2. – С. 16-21.
Кравцова Е., Кравцов Г. Готовность к школе. // Дошкольное воспитание. –1991. – № 7. – С. 81-84.
Сапогова Е.Е. Своеобразие переходного периода у детей 6-7 летнего возраста. // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. – С. 36-43.
Битянова М.Р. Адаптация к школе: диагностика, коррекция, педагогическая поддержка. – М.: Педагогический поиск, 1997. – С. 12.
Свеженцова Г.М. Подготовка детей к школе. // Начальная школа. – 1994. – № 5. – С. 6
Источники:
http://www.vashpsixolog.ru/primary-school-age/92-adaptation-to-school/294-the-problem-of-adaptation-to-the-school-first-graders
Младший школьный возраст — Адаптация к школе.
Автор: Administrator
         Как подготовить ребёнка к обучению в школе
Как подготовить ребенка к  обучению в школе?
       На будущий год Ваш ребенок пойдет в первый класс. Перед родителями встают вопросы:
  • Как подготовить ребенка к школе?
  • Когда начать подготовку?
  • На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?
Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе – это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению. В школе ученику придется работать на уроке, сосредоточенно заниматься в течение 35 минут. Это нелегко. Посещая уроки в первых классах, видишь с каким трудом адаптируются к школе некоторые первоклассники.( Неустойчивое внимание, неусидчивость, быстрое утомление)
Намного легче преодолеть эту трудность детям, посещающим ДОУ, где они ежедневно занимаются, вырабатывают произвольное внимание, учатся мыслить, говорить, доказывать. С чего начать подготовку к школе?
В первую очередь надо начинать с развития речи. Работая над развитием речи ребенка, важно научить его отвечать на вопросы не одним словом, а полным ответом, научить составлять предложения в 2-3 слова, а затем и связный рассказ в 3-5 предложений. К первому классу ребенок должен определять количество слов в предложении, называть первое, второе, третье слово; выделять звук из слова, давать ему характеристику, соотносить его с печатной буквой. Ребенок должен уметь пересказать прочитанную сказку, рассказ, вести диалог, составлять простой рассказ по картинке, уловить и объяснить смысл прочитанного. Очень важно к началу обучения поставить произношение всех звуков, научить ребенка строить предложения, описывать серию картинок, связывать начало, продолжение и конец рассказа. Взрослые должны следить за темпом и окраской речи ребенка, постоянно следить за правильностью речи (при необходимости исправлять речевые ошибки), втягивать в разговор даже при чтении, после просмотра кинофильма. Пусть перескажут сюжет, опишут героев, придумают слова с противоположным значением
(жарко — холодно, высокий — низкий, широкий – узкий), слова, сходные по значению
(идти — шагать, опрятный — аккуратный), образуют уменьшительные слова, закончат начатое предложение. Такие упражнения способствуют расширению словарного запаса учащихся.
При обучении детей в школе учитель часто опирается на имеющиеся у детей знания, представления о Родине, о труде людей, о животных, о растениях, о космосе, о явлениях природы и т. д. Взрослым нужно постоянно задавать детям вопросы, требующие размышлений. Такие вопросы заставят ребенка внимательнее вглядываться в окружающий мир, сравнивать, анализировать, делать умозаключения. Часто дети сами задают много вопросов. И от того, какие ответы они получают, во многом зависит их интеллектуальное развитие. Положительное влияние на развитие речи детей оказывают радио и телевидение, однако родители должны контролировать какие передачи смотрит ребенок и сколько времени он проводит у телевизора.
И последнее, что касается развития речи. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок внятно произносил все звуки, т.к. это залог грамотного письма. Если же у ребенка встречаются дефекты речи, его нужно показать логопеду, и как можно скорее устранить эти дефекты.
Какими знаниями должен обладать ребенок, чтобы учение было для него радостью? Некоторые родители считают, что если ребенок пришел в школу читающим, то ему будет скучно и неинтересно на уроках. Они сознательно “тормозят” процесс познания. Другие родители занимаются дополнительно, стремясь вооружить знаниями ребенка. Как поступить? Если хотите избавить ребенка от проблем, то нужно научить его читать до школы, т. к. процесс обучения грамоте – сложный. Психологи пришли к мнению, что легче всего добиваются успехов дети, которые обучились чтению до 6 лет. Однако нужно помнить, что обучение должно быть организовано в виде игры, поддерживать интерес и увлеченность в ребенке. Важно, чтобы чтение было плавным, слоговым, без повторов. Нельзя допускать побуквенного чтения.
А вот обучать письменному шрифту не стоит, хотя самые большие трудности у детей возникают именно при обучении письму. Чтобы подготовить руку к письму, следует больше лепить, рисовать, штриховать, шить, работать с мелкими деталями конструктора или мозаики. Конечно, ваш ребенок будет пытаться писать ручкой. Важно проследить за тем, какая ручка в руках ребенка (Она должна быть легкой, ровной в месте захвата, иметь ограниченный контур, ниже которого пальцы не должны опускаться) и как он ее держит (при письме ручку держат тремя пальцами: большим – слева, средним поддерживать справа, указательный палец сверху направляет движение ручки, конец ручки “смотрит” в сторону плеча).
Следующий вопрос, на который следует обратить внимание – это правильная посадка детей при письме. Неправильная поза при письме приводит к нарушению осанки, появлению сколиоза. Необходимо соблюдать следующие правила:
  • При занятиях письмом ноги должны иметь опору (стоять на полу или на подставке);
  • Туловище нужно удерживать к вертикальном положении, не наваливаться на край стола. Расстояние между краем стола и грудью должно быть не менее 5 см ;
  • Голова слегка наклонена к столу. Наклоны в сторону должны немедленно исправляться;
  • Оба предплечья при письме лежат на столе под прямым углом друг к другу, слегка выдаваясь за край косточкой локтевого сустава.
  • Тетрадь следует располагать наклонно (правый угол должен быть выше левого) напротив середины груди, продвигая ее вверх по мере письма.
Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам. К примеру, за время перерыва нужно приготовиться к уроку, сходить в туалет, отдохнуть. Звенит звонок, а дети все еще копаются в портфелях, щелкают пеналами. Поэтому все, что посильно ребенку дома, он должен делать сам: заправить кровать, убрать со стола, почистить свою обувь, поесть быстро и аккуратно.
Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны хорошо усвоить, что к режиму дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные моменты, уметь поддерживать порядок в вещах, помогать по хозяйству.
Важно развивать такие качества, как самостоятельность и активность, что является важным показателем готовности ребенка к обучению. Учителю хорошо видно, насколько уверенно и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности, и как много проблем утех, кто не умеет делать сам, ждет поддержки и помощи взрослых. Именно поэтому у каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным. Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления. Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Это качество определяет готовность ребенка к обучению в школе. Учеба в школе – это ответственность перед семьей, перед самим собой.
Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения: Вежливость, сдержанность, послушание. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив. Взрослые должны помнить, что средствами воспитания навыков общественного поведения являются: пример взрослых, справедливая оценка поступков ребенка, постоянные напоминания об общепринятых правилах поведения.
Первый год в школе – сложный период. Иногда родители могут спровоцировать “школьный стресс”, желая сиюминутных успехов, не учитывая психологические особенности ребенка. Каковы показатели психологической готовности к школьному обучению?
  • Ребенок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться;
  • Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями;
  • Умеет общаться и работать в коллективе;
  • Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми;
  • Стремится к самосовершенствованию.
Источник:
http://festival.1september.ru/articles/505344/