"Физика вокруг нас" Ефимов В.Я.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ физического кружка «ФИЗИКА ВОКРуГ НАС»
Данный курс по внеклассной работе по физике предполагает 32 тематических занятия.
№ дата |
Тема |
Кол-во часов |
Цели занятий |
1. |
Организационное |
1 |
Познакомить с программой занятий. заинтересовать ребят показом занимательных опытов |
2. |
Физика в природе |
1 |
Сформировать чёткие представления о процессах познания — наблюдение |
3. |
Среди книг, журналов, справочников |
1 |
Рассказать о научно-популярных изданиях, справочниках … |
4. |
Рассказы о физиках |
1 |
Подробнее познакомить с работами выдающихся учёных… |
5. |
Физический эксперимент |
1 |
Продолжить формирование материалистического мировозрения |
6. |
Измерения |
1 |
Ввести представление о точности измерений, развить навыки простейших измерений |
7. |
Основы молекулярно-кинетической теории |
1 |
Показать исторический процесс развития взглядов на природу теплоты |
8. |
Механическое движение |
1 |
проиллюстрировать всеобщий характер механического движения |
|
|
|
|
9 |
Просмотр научно-популярных учебных фильмов |
1 |
Дать представление о том, как надо смотреть учебный фильм |
10 |
Инерция |
1 |
Показать значение физических явлений и закономерностей для развития техники |
11 |
Масса и плотность |
1 |
Рассмотреть примеры расчёта массы тела по плотности |
12 |
Вес, невесомость перегрузки |
1 |
Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений |
13-14 |
Трение |
2 |
На примере трения показать единство законов природы |
15 |
Смотр работ кружковцев( на каникулах) |
1 |
|
16 |
Физика и техника |
1 |
Познакомить с главными особенностями современной научно-технической революции |
17 |
Просмотр научно- популярного кинофильма и его разбор |
1 |
Дать представление о том, как надо смотреть учебный фильм |
18 |
Физика в моей профессии |
1 |
Профориентация учащихся |
19 |
Давление твёрдых тел |
1 |
Показать учёт и использование давления в технике |
20 |
Давление жидкостей и газов |
1 |
Показать, как наука служит людям |
21 |
Сообщающие сосуды |
1 |
Показать, как наука служит людям |
22 |
Атмосферное давление |
1 |
Проиллюстрировать единство законов природы, их применение в технике и в жизни живых существ |
23-24 |
Плавание тел. Воздухоплавание. |
2 |
Показать достижения в области создания больших судов дирижаблей.. |
25-26 |
Подготовка к КВН |
2 |
|
27 |
В мире книг |
1 |
Познакомить учащихся с лучшими н/п книгами, журналами… |
28-29 |
Экскурсия на АРЗ, «Пластика» |
2 |
Показать современное производство |
30 |
Работа и мощность, простые механизмы |
1 |
Познакомить с успехами в создании мощных электростанций, турбин, тракторов , автомобилей … |
31 |
Подготовка к вечеру «Физика вокруг нас» |
1 |
|
32 |
Проведение вечера, смотр работ кружковцев |
1 |
|
Рассмотрено: Утверждаю:
На МС(протокол№7 от 19.05.11г. ) Директор МАОУ ОСОШ№2
Зам.председателя МС Комарова А.Б.
Сарана О.А.
Согласовано:
Завуч МАОУ ОСОШ №2
Гетало С.И.
Планирование работы кружка
по физике
«Физика вокруг нас»
7 класс
Разработал учитель физики МАОУ ОСОШ №2
Ефимов В.Я.
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе программы по физике для 7 классов, используемой в настоящее время.
Несмотря на определенные достоинства существующих программ, у них есть два существенных недостатка:
— выпадает большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-технический кругозор учащихся и развивать их мышление. Этот недостаток определяется нехваткой учебного времени;
— у многих учащихся к началу изучения физики отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой.
С целью устранения этих недостатков и создана эта программа. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла.
Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.
Задачи:
— формирование осознанных мотивов учения;
— формирование основополагающих понятий и опорных знаний,
необходимых при изучении физики и в повседневной жизни;
— повышение уровня интеллектуального развития учащихся;
— формирование экспериментальных умений: пользоваться простейшими
приборами и инструментами и делать выводы на основе экспериментальных
данных.
Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру.
Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания учащихся об объектах природы и явлениях, происходящих в ней.
Учащиеся должны знать: строение молекул и атомов, различные состояния вещества, основные тепловые явления, тепловое расширение тел; что такое волны, поперечные и продольные волны, как регистрируют волны, роль звука в жизни человека, как записать звук; происхождение молнии и грома, способы защиты от молнии, тепловое действие тока и его применение в быту; принципы радиосвязи; природу света, природу миражей, органы зрения человека и животных, основы гигиены зрения.
Учащиеся должны уметь: объяснять внутреннее строение тел, выращивать кристаллы (поваренной соли или медного купороса), объяснять, как возникает звук, как устроены музыкальные инструменты, объяснять принцип записи и воспроизведения звука; наэлектризовывать различные тела и демонстрировать взаимодействие электрических зарядов, защищаться от молнии в полевых условиях.
Ожидаемый результат:
— проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;
— понимание целостности окружающего мира при изучении физики;
— расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся
· успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;
· сознательный, обоснованный выбор профиля;
· знание явлений природы, физики этих явлений;
· умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные результаты;
· знание своих обязанностей по охране природы и бережное отношение к природе;
· формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту;
· преодоление самооценки « физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится»
Демонстрации, наблюдения, исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики.
Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, мини – проекты.
Средствами реализации программы курса является:
— создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;
— стимулирование уч-ся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;
— использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего уч-ся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;
— проведение на занятиях занимательных опытов, что значительно усиливает интерес учеников.
Список литературы:
· Программы факультативных курсов по физике (2ч), Москва «Просвещение».
· М.Е. Тульчинский «Занимательные задачи-парадоксы и софизмы».
· А.Е. Марон «Дидактический материал-7-8 класс»; «Задания по физике».
· В.А. Буров, А.И. Иванов «Фронтальные экспериментальные задания по физике-7-8 класс».
( для уч-ся)
· Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).
· М.И Блудов «Беседы по физике»
· А.С. Енохович « Справочник по физике и технике»
· И.И. Эльшанский «Хочу стать Кулибиным»
· 5.«Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия»
· Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.
· Слайдовые презентации учителя.
· Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 7-8 класс.
· Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» www.media 2000.ru
· Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» www.russobit—m.ru
· Интерактивный курс физики для 7-11 классов. www. Physicon. ru
Интернет-сайты.
· http://window.edu.ru/
· http://www.experiment.edu.ru/
· http://www.fizika.ru/index.ht/