"Физика вокруг нас" Ефимов В.Я.

 

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ физического кружка «ФИЗИКА ВОКРуГ НАС»

Данный  курс по внеклассной работе по физике предполагает 32  тематических занятия.

 

дата

Тема

Кол-во

часов

Цели занятий

1.     

Организационное

1

Познакомить с программой занятий. заинтересовать ребят показом занимательных опытов

2.     

Физика в природе

1

Сформировать чёткие представления о процессах познания — наблюдение

3.     

Среди книг, журналов, справочников

1

Рассказать о научно-популярных изданиях, справочниках …

4.     

Рассказы о физиках

1

Подробнее познакомить с работами выдающихся учёных…

5.     

Физический эксперимент

1

Продолжить формирование  материалистического мировозрения

6.     

Измерения

1

Ввести представление о точности измерений, развить навыки простейших измерений

7.     

Основы молекулярно-кинетической теории

1

Показать исторический процесс развития взглядов на природу теплоты

8.     

Механическое движение

1

проиллюстрировать всеобщий характер механического движения

9

Просмотр научно-популярных учебных фильмов

1

Дать представление о том, как надо смотреть учебный фильм

        10

Инерция

1

Показать значение физических явлений и закономерностей для развития техники

        11

Масса и плотность

1

Рассмотреть примеры расчёта  массы тела по плотности

        12

Вес, невесомость перегрузки

1

Показать взаимосвязь и взаимообусловленность явлений

        13-14

Трение

2

На примере трения показать единство законов природы

        15

Смотр работ кружковцев( на каникулах)

1

        16

Физика и техника

1

Познакомить с главными особенностями современной научно-технической революции

        17

Просмотр научно- популярного кинофильма и его разбор

1

Дать представление о том, как надо смотреть учебный фильм

         18

Физика в моей профессии

1

Профориентация учащихся

          19

Давление твёрдых тел

1

Показать учёт и использование давления в технике

          20

Давление жидкостей и газов

1

Показать, как наука служит людям

        21

Сообщающие сосуды

1

Показать, как наука служит людям

         22

Атмосферное давление

1

Проиллюстрировать единство законов природы, их применение в технике и в жизни живых существ

        23-24

Плавание тел.

Воздухоплавание.

2

Показать достижения в области создания больших судов дирижаблей..

     25-26

Подготовка к КВН

2

       27

В мире книг

1

Познакомить учащихся с лучшими н/п книгами, журналами…

        28-29

Экскурсия на АРЗ,

«Пластика»

2

Показать современное производство

          30

Работа и мощность, простые механизмы

1

Познакомить с успехами в создании мощных электростанций, турбин, тракторов , автомобилей …

         31

Подготовка к вечеру «Физика вокруг нас»

1

        32

Проведение вечера, смотр работ кружковцев

1

 

                         

Рассмотрено:                                                          Утверждаю:

На МС(протокол№7 от 19.05.11г. )             Директор МАОУ ОСОШ№2

Зам.председателя МС                                            Комарова А.Б.

Сарана О.А.

Согласовано:

Завуч МАОУ ОСОШ №2

Гетало  С.И.

       Планирование работы кружка

                     по физике

                                                                                                                                   «Физика вокруг нас»

 

                                             7 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  Разработал учитель физики МАОУ ОСОШ №2                                                                                   

                                                                                

                                                                                 Ефимов В.Я.
Пояснительная записка.

Программа составлена на основе программы по физике для 7 классов, используемой в настоящее время.

Несмотря на определенные достоинства существующих программ, у них есть два существенных недостатка:

— выпадает  большой объём познавательного материала, который должен расширять научно-технический кругозор учащихся и развивать их мышление. Этот недостаток определяется нехваткой учебного времени;

— у многих учащихся к началу изучения физики отсутствуют умения самостоятельно приобретать знания, наблюдать и объяснять явления природы, а также умения пользоваться справочной и хрестоматийной литературой.

С целью устранения этих недостатков и создана эта программа. Она учитывает возрастные особенности детей, их интересы к предметам физико-математического цикла.

 

Цель: создание условий для развития познавательных и творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности.

 

Задачи:

— формирование осознанных мотивов учения;

— формирование основополагающих понятий и опорных знаний,  

   необходимых при изучении физики и в повседневной жизни;

— повышение уровня интеллектуального развития учащихся;

— формирование экспериментальных умений: пользоваться простейшими

  приборами и инструментами и делать выводы на основе экспериментальных

  данных.   

   

Структура курса ориентирована на раскрытие логики познания окружающего мира: от простейших явлений природы к сложным физическим процессам; от микромира к макромиру.

Курс содержит занимательный фактологический материал, углубляет и расширяет знания учащихся об объектах природы и явлениях, происходящих в ней.

 

Учащиеся должны знать: строение молекул и атомов, различные состояния вещества, основные тепловые явления, тепловое расширение тел; что такое волны, поперечные и продольные волны, как регистрируют волны, роль звука в жизни человека, как записать звук; происхождение молнии и грома, способы защиты от молнии, тепловое действие тока и его применение в быту; принципы радиосвязи; природу света, природу миражей, органы зрения человека и животных, основы гигиены зрения.

 

 Учащиеся должны уметь: объяснять внутреннее строение тел, выращивать кристаллы (поваренной соли или медного купороса), объяснять, как возникает звук, как устроены музыкальные инструменты, объяснять принцип записи и воспроизведения звука; наэлектризовывать различные тела и демонстрировать взаимодействие электрических зарядов, защищаться от молнии в полевых условиях.

 

Ожидаемый результат:

— проявление интереса к предметам естественно-математического цикла;

— понимание целостности окружающего мира при изучении физики;

— расширение интеллектуальных способностей и кругозора учащихся

·        успешная самореализация учащихся в учебной деятельности;

·        сознательный, обоснованный выбор профиля;

·        знание явлений природы, физики этих явлений;

·        умения ставить перед собой задачи, решать их доступными средствами, представлять полученные результаты;

·        знание своих обязанностей по охране природы и бережное отношение к природе;

·        формирование четкого представления по соблюдению правил техники безопасности в быту;

·        преодоление самооценки « физика – сложный предмет, и мне он в жизни не понадобится»

Демонстрации, наблюдения, исследования рассчитаны на использование типового оборудования кабинета физики.

Формы занятий: лекции с элементами беседы, дискуссии, практические работы исследовательского характера, ролевые и познавательные игры, мини – проекты.

 

 

Средствами реализации программы курса является:

— создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса путем вовлечения его в учебную деятельность;

— стимулирование уч-ся к высказыванию, использованию различных способов выполнения заданий;

— использование на занятиях различного дидактического материала, позволяющего уч-ся выбирать наиболее значимые для них виды и формы учебного содержания;

— проведение на занятиях занимательных опытов, что значительно усиливает интерес учеников.

Список литературы:

·        Программы факультативных курсов по физике (2ч), Москва     «Просвещение».

·        М.Е. Тульчинский  «Занимательные задачи-парадоксы и софизмы».

·        А.Е. Марон «Дидактический материал-7-8 класс»; «Задания по физике».

·        В.А. Буров, А.И. Иванов «Фронтальные экспериментальные задания по физике-7-8 класс».

 

( для уч-ся)

 

·        Я.И. Перельман «Занимательная физика» (1-2ч).

·        М.И Блудов «Беседы по физике»

·        А.С. Енохович « Справочник по физике и технике»

·        И.И. Эльшанский «Хочу стать Кулибиным»

·        5.«Нетрадиционные уроки, внеурочные мероприятия»

·        Москва «Вако», 2006г. Л.А. Горлова.

·        Слайдовые презентации учителя.

·        Электронное издание «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия» 7-8 класс.

·        Игровая программа на диске «Дракоша и занимательная физика» www.media 2000.ru

·        Развивающие электронные игры «Умники – изучаем планету» www.russobitm.ru

·        Интерактивный курс физики для 7-11 классов. www. Physicon. ru

Интернет-сайты.

·         www.aquaphor.ru

·         http://window.edu.ru/

·         http://www.experiment.edu.ru/

·         http://www.fizika.ru/index.ht/

·         http://www.college.ru/

·         www.arwater/ru/index