Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?





"Юный исследователь" Левченко А.И.

 

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –

ОСОШ №2

 

Рассмотрено на заседании РМО учителей географии

 

Протокол № ___ от

«____»____________2011 г.

 

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

 

 

«____»____________2011 г.

 

«Утверждаю»

Директор МАОУ  ОСОШ №2

_____________Комарова А.Б.

 

 

 

 

 

 

 

                  

 

Образовательная программа

Экологического кружка                                                                             

 «Юный      исследователь  природы»

 

 

Возраст детей: 7 — 16 лет

 

Срок реализации: 2 года

 

 

 

   Автор: Левченко А.И.

 учитель географии МАОУ ОСОШ №2 Омутинского района

         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Омутинское    2011 год

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

 

С развитием общества, усовершенствованием технического развития и повышением уровня потребностей человечества все чаще возникают вопросы об охране природы, развитии любви к окружающему миру, экологической безопасности. За время развития человечества человек привык брать у природы все, что ему требуется, не задумываясь о будущем. Но возникновение различных изменений, проходящие в природе, нарушение хрупкого равновесия, которое сложилось в течение тысячи лет, заставили задуматься человека о состоянии природы.  Перед школой стала новая задача – воспитание экологически грамотного человека, любящего окружающий мир и родную природу. Человека, который будет переживать  за родной край, его сохранение, защиту, и правильное развитие. Такое воспитание необходимо начинать с начальной школы, когда у ребёнка формируются первые самостоятельные представления об окружающем мире, развивается личное восприятие природы, её красот, любовь к окружающим животным и растениям. В это время у ребёнка проявляется наибольшая потребность в познании и изучении всего, что его окружает. Воспитание должно проходить в непринужденной игровой форме, когда учащемуся хочется проявить себя, показать свои навыки и умения. Изучение окружающего мира у ребёнка будет сочетаться с познанием и экологическим образованием, выбором своих будущих интересов, а возможно и будущей профессии.

 Под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью. Создание образовательных программ дополнительного образования, с элементами научно-исследовательских познаний, экологических экскурсий и походов позволяет не только расширить возможности экологического образования, но и развивать у учащихся потребность в общении с окружающей природой, сохранение, изучение и приумножение ее богатств, которое является одной из важных задач экологического воспитания. В процессе воспитания экологической культуры подрастающего поколения необходимо прививать экологическую ответственность за сохранение жизни на Земле во всех ее проявлениях.

Изучение вопросов экологического образования нельзя без учета местных особенностей, изучения родного края и его флоры и фауны.  Лес является не только окружающим миром, но и наиболее доступным объектом для изучения, национальным богатством, которое должен знать и сохранять каждый человек с раннего детства. Лес — это главный хранитель растительного разнообразия и основной компонент растительности. Благодаря лесу может поддерживаться равновесие в природе и от его состояния зависит будущее человека. Лес — это совокупность земли, древесной, кустарниковой и травянистой растительности, животных, микроорганизмов и других компонентов окружающей среды, биологически взаимосвязанных и влияющих друг на друга.

Создание программы, которая позволяла бы проводить изучение природы и воспитывать чувство ответственности перед природой, воспитание личности, развитие профессионального интереса и навыков к работе агронома, гидролога, метеоролога, лесничего и экологов, и была бы помощником в выборе и направлении интересов учащихся с раннего возраста. Данная программа может быть предложена как один из вариантов дополнительного образования с учетом потребностей местных особенностей.

В программу входят два направления образовательной деятельности — экологическое и краеведческое, что позволяет расширить и дополнить курс обучения, развивать у учащихся любовь к окружающему миру и живой природе. Данная программа разработана в соответствии с концепцией регионального образования. Отличительной особенностью программы является совместная деятельность школьников с общественными организациями, населением, лесхозом. Программа построена на принципах развивающего обучения и направлена на развитие личности в целом. Программа рассчитана на двухлетний цикл обучения, на приобретении основ знаний о лесе и экологии, изучении законов природы, фенологических наблюдений за лесом, изучение классификации растений и животных по экологическим признакам,  приобщение широких масс учащихся к правильному обращению с природой и её охране.

 

Цель программы: воспитание экологически грамотного и образованного человека, становление экологической культуры личности и ее духовности, направленной на сохранение окружающей природы, мотивации у учащихся творческого общения с природой и выражение своих индивидуальных качеств, обеспечивающих познание себя и своего места в окружающем мире, воспитании себя, как частички данного мира. Стимулировать познавательную деятельность, развивать коммуникативные умения, способствовать развитию творческих способностей кружковцев, способствовать допрофессиональному самоопределению воспитанников.

 

Задачи программы.

1.     Образовательная – формирование знаний по экологии, лесоведению,  географии, углубление знаний теоретического курса биологических и географических дисциплин, изучаемых в школе, научиться ведению фенологических наблюдений и мониторинга  состояния окружающей природы,  выполнению простейших исследований в природе, пополнение сведений об окружающем мире, экологических связях, существующих в природной среде, о влиянии хозяйственной деятельности человека на окружающую природу и мерах её охраны.

2.     Воспитательная – воспитание у школьников чувства любви и бережного отношения к природе, лесу, его обитателям,  ответственность за их судьбу, потребность соблюдения здорового образа жизни и улучшения состояния окружающей среды, воспитания личной ответственности перед природой и будущими поколениями, становления экологической культуры и своих обязанностей по отношению к природе.

3.     Развивающая – развивать самостоятельность и инициативу при выполнении самостоятельных работ с  литературой, формирование мотивации успеха и выражении своих личных качеств через индивидуальную познавательную деятельность.

4.     Профессионально-ориентационная – формирование представления о профессии лесничего и эколога, составить представление о ведении лесного хозяйства, приобщение к трудовыми навыкам и умениям, участие в экологических акциях и общественно-полезном труде, выработка умений рационального природопользования,  выбор жизненной профессии.

 

Методы реализации программы

Для успешного обучения и заинтересованности учащихся используются игровые и ролевые методы, конкурсные задания, творческие работы, раскрывающие возможности личности и ее одаренности. В программу входят как теоретические знания по окружающему миру, строению и значению лесов  и экологии, так и практические знания, выполнения заданий и ведение сезонных фенологических наблюдений в природе и обязательное участие в общественно-полезном труде. Участие в прокладке и описании экологических троп, необходимых для ведения экскурсий с целью ознакомления с жизнью леса. 

     Кроме того, в процессе занятий предусмотрено широкое участие в подготовке и проведении традиционных массовых праздников:   «День птиц», «День работников леса», «День Земли», «День Воды». В программу входят природоохранные операции, в которых принимают участие учащиеся: «Птичья столовая», «Первоцвет», «Родники России», а также экологические акции: «Сохраним планету голубой и зелёной», «Планета – мой дом», участие в конкурсах, олимпиадах, слётах и викторинах знатоков природы. Работа профильных летних оздоровительных лагерей.

  Программа предусматривает целевые  экскурсии и походы, посещение предприятий лесного хозяйства.   Организации походов младших школьников под девизом «В мире и гармонии с природой». Программа курса рассчитана на знакомство с профессиями лесничий-эколог, геоэколог, почвовед, гидролог, метеоролог как возможной будущей профессиональной деятельности, а также для расширения знаний. 

Годовая нагрузка программы рассчитана на 136  часов, из них 37 теоретических занятий,  99 практических занятий и экскурсий.  

 В процессе выполнения практических работ требуется строгое соблюдение дисциплины, соблюдение правил техники безопасности и санитарии. С ребятами перед выполнением всех видов работ проводится инструктаж по технике безопасности.

 К занятиям, проведению экскурсий и походов, проведению практических работ,  и наблюдению в природе в каждом конкретном случае могут привлекаться преподаватели и родители. 

Ожидаемые итоги реализации программы

·        Умение оценивать природные условия и лесные ресурсы Тюменской области с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности.

 

·        Умение оценивать экологическую ситуацию в области и последствия воздействия хозяйственной лесной деятельности на окружающую человека среду.

·        Воспитание экологически грамотного и культурного человека, имеющего широкий кругозор интересов.

·        Умение принимать правильные решения и отвечать за них, охрана и защита живой природы.

·        Выработка знаний и умений для ведения наблюдений и изучения природы.

·        Выработка  трудовых навыков.

·        Раскрытие индивидуальных качеств человека.

·        различные типы взаимоотношений, возникающие между организмами в природе; естественные и искусственные сообщества, сходства и различия между ними; роль человека в изменении сообществ, как положительная, так и отрицательная; основу сохранения сообществ – трофические связи.

·        на экскурсиях определять типы взаимоотношений организмов в природе, составлять цепи и сети питания; уметь работать с дополнительной литературой при подготовке к практическим занятиям, используя местный материал; сравнивать, делать выводы, доказывать свою точку зрения.

 

 

Оценка и методы контроля

Система оценивания состоит из участия учащихся во внутренних мероприятиях, работы на занятиях и заинтересованности, а не в цифровых оценках.  Для выявления уровня знаний  проводятся конкурсы по изучаемым темам, которые показывают уровень знания учащихся и выбирать наиболее подготовленных, для участия в школьных мероприятиях. Для определения результативности  проводятся конкурсы знатоков, которые показывают степень теоретических и практических знаний учащихся. Лучшей формой для проведения таких конкурсов являются  игры, викторины, дневники наблюдений. По результатам проверок в конце учебного года составляется анализ работы педагога.

При проведении занятий педагог проводит следующие формы контроля:

1.     Наблюдение за изменением поведения, изменением норм общения и усвоением материала учащимися.

2.     Грамотность речи, организация работы и свободное владение  знаниями.

3.     Стремление к совершенствованию и законченности работы учащимися.

4.     Умение решать творческие и прикладные задачи.

5.     Творческое отношение к выполняемым заданиям и инициативность учащихся.

6.     Развитие исследовательских способностей и навыков.

7.     Умение логического построения ответов, использование имеющихся знаний в повседневной жизни.

Успешностью работы можно также считать активность родителей в приобщении учащихся к труду, изучению окружающего мира, переживанию за успехи и неудачи своего ребёнка, заинтересованность в совместной работе со школой. Педагог должен активно привлекать родителей ко всем мероприятиям, которые организуются во время работы.

Тематическое планирование по годам обучения

 

 

 

Тема занятий

Всего часов

В том числе

Теоретические

занятия

Практические

занятия

Самостоятельные занятия

Планирование 1 года  обучения

 

 

 

 

Экология

42

10

32

 

1.           Вводное занятие

2

1

1

2.          Охрана природы. Предмет и задачи экологии.

12

 

4

 

8

 

 

3.          Охрана и защита леса.

15

3

12

4.          Значение леса.

 

13

2

11

5.          Экологическая игра. Итоговое занятие.                                                             

1

1

 

Геоботаника

94

27

67

 

6.           Вводное занятие

2

1

1

 

 

 

 

 

7.           Многообразие живых организмов.

10

3

7

8.           Среды жизни на Земле и экологические факторы.

8

 

4

 

4

 

9.           Свет и его роль в живой природе.

4

 

2

 

2

 

10.      Вода и её роль в живой природе.

20

5

15

11.      Температура и её роль в живой природе.

4

2

2

 

 

12.      Почва и её значение.

16

4

12

 

13.     Лес – компонент окружающей среды.

10

2

8

 

14.     Виды лесов и их многообразие,

20

4

16

 

Итого

 

136

37

99

 

Планирование  2 года  обучения

 

 

 

 

Экология

65

29

36

 

1.     Вводное занятие

3

1

2

2.     Строение и структура леса

8

3

5

3.     Лес как экологическая система

8

 

4

 

4

 

 

4.     Учение об экологических системах

   4

 

2

 

2

 

 

5.     Глобальные проблемы  человечества

8

 

4

 

4

 

 

6.     Охрана окружающей среды

и природных ресурсов

6

 

3

 

3

 

 

7.     Всемирные памятники природы

10

5

5

 

8.     Профессия  «Лесничий»

4

3

1

 

9.     Профессия  «Эколог»

2

1

1

 

10.                       Антропогенный фактор

6

2

4

 

11.                       Лес и антропогенное воздействие

6

1

5

 

Геоботаника

65

22

43

 

12.                       Основные компоненты леса. Растения в лесу

16

 

 

6

 

 

10

 

 

 

 

13.                       Животные в лесу. Птицы в лесу

16

 

4

 

12

 

 

2

14.                       Насекомые в лесу

10

4

6

 

15.                       Основы геоморфологии

6

2

4

 

16.                       Лесные биогеоценозы

5

2

3

 

17.                       Метеорологические наблюдения

6

2

4

 

18.                       Фенологические наблюдения

6

2

4

 

Картография

6

3

3

 

19.Основы топографии.

 

Итоговое занятие

4

 

2

1

 

2

3

 

Итого

136

54

82

2

 

 

 

Программа 1 года обучения

1.     Вводное занятие (3 часов – 1 теории, 2 практики)

Знакомство с целями и задачами на учебный год, проведение инструктажа по технике безопасности. Проведение экскурсии в лес для знакомства с лесом.

2. Охрана природы. Предмет и задачи экологии.  (12 часов — 4 теории, 8 практики).

Раскрыть понятие природы и формы и методы ее охраны, законодательные основы охраны природы. Значение охраны природы для человечества. Основные исторические эпохи развития экологии. Формы охраны окружающей среды. Заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки. Нарушение равновесия в природе и его последствия для окружающего мира. Красная книга Тюменской области.

Практическая работа. Выпуск стенгазеты, посвященной охране природы, конкурс рисунков и викторина. Ознакомление с гербарием  и коллекцией местных растений. Знакомство с видами, подлежащим охране в Тюменской области. Экскурсия в Омутинский заказник. Конкурс на лучшего знатока природы и охраны природы. Экологическая игра «По страницам Красной книги».

3. Многообразие живых организмов – 10 часов (3 теории, 7 практики)

Знакомство с систематикой живого мира и уровнями его организации, признаками живых систем. Основные систематические группы живых организмов и их характерные особенности. Распространение живых организмов по континентам и природным зонам. Формирование понятий природных зон и приспособляемости у организмов.

Практическая работа. Просмотр видеофильмов из серии «Живая природа»,  Ознакомление с плакатными и гербарными материалами, конкурс поделок из природного материала посвященный Дню работников лесного хозяйства. Экскурсия в природу с целью ознакомления с живыми организмами в природе. Проведение конкурса и викторины «Загадки природы», «В мире растений». Экологическая игра «Соседи по планете».

4.     Среды жизни на Земле и экологические факторы  — 8 часов (4- теории и 4- практики)

Знакомство со всеми  средами жизни, разобрать особенности организма от приспособленности к среде жизни. Вода, почва, суша и организм как среда жизни. Воздействие среды на организм и приспособляемость организмов. Экологические факторы и их влияние на среду обитания и живые организмы.   Деятельность живых организмов. Действие экологических факторов.

Практическая работа. Экскурсия в природу и знакомство с видами сред жизни в естественных условиях. Рассмотрение приспособления к условиям обитания по экспонатам, плакатам, гербарным и коллекционным материалам.  Просмотр видеофильма и фотографий «Животные в природе».

5.     Свет и его роль в живой природе 4 часа (2 теоретических, 2 практических)

6.      Основной источник жизни на земле – свет. Влияние солнечного света на развитие и жизнеспособность организмов, вырабатывание приспособления к свету, космическая роль растений. Приспособление к улавливанию света. Фотопериодизм, приспособляемость, образ жизни, сезонные и суточные изменения, биоритмы. Миграции животных и птиц.

Практическая работа. Умение определения высоты деревьев и уровня их освещенности. Определение изменений у живых организмов в связи с изменением светового ритма. Определение суточной и сезонной активности.  Просмотр видеофильма «Экологические факторы».

 

 

 

7.      Вода и её роль в живой природе 20 часов (5 теоретических, 15 практических)

Вода в природе и живых организмах, роль воды для живых организмов. Свободная и связанная вода. Физическое состояние воды, распределение воды в природе в течении сезонов, зависимость от количества воды в природе. Характер осадков в природе и их влияние на живые организмы. Приспособление организмов к влаге и распределение от ее количества. Метеорологические наблюдения. Гидрологические наблюдения.

Практическая работа. Распределение по гербариям и коллекциям растений и животных по приспособленности к воде. Выявление приспособляемости у организмов. Проведение экскурсии к водоему, составление описания. Влияние различных агрегатных состояний на жизнедеятельность организмов. Исследовательские работы. Гидробиологическое описание водоемов. Изучение экологического состояния рек.

8.     Температура и её роль в живой природе 4 часов (2 теоретических, 2 практических)

Температура и тепловой режим, их действие на живые организмы и их физиологические процессы. Влияние температур на сезонные и суточные изменения организмов и их приспособляемость. Миграции и кочевки организмов в связи с изменением температурного режима Основные правила экологии, связанные с температурной зависимостью. Жизненные формы организмов в зависимости от температуры.

Практическая работа.  Составление  дневника наблюдения за температурой. Проведение наблюдений за изменением организмов, в зависимости от температуры.

8. Почва её значение 16 часов (4 теоретических, 12 практических)

 Почва и ее влияние на организмы, структура и состав почвы. Типы почв. Классификация групп растений и животных от типа и структуры  почв. Приспособляемость к почвам и рельефу.   Состав,  влияние на  плодородие Выявление распространения живых организмов от почв.

Практическая работа.  Определение типов и видов почв, структуры, отличительных особенностей. Описание почв и приспособлений к ним. Выявление роли рельефа на живые организмы. Экскурсия в лес для знакомства с видами почв. Конкурс на лучшего знатока сред обитания и экологических факторов, классификации растений и животных. Изучение и морфологическое описание почв. Почвы Тюменской области.

9.     Лес – компонент окружающей среды 10 часов (2 теоретических, 8 практических)

История развития лесного хозяйства. Понятие о лесе и лесном насаждении. Типы леса. Основные свойства леса. Роль лесных насаждений для человека и животных.  Лес – место обитания животных. Заповедники и заказники, памятники природы и другие охраняемые лесные объекты.

 

 

Практическая работа. Просмотр видеофильма  «Леса Земли». Знакомство с категориями и классификацией лесов. Знакомство с памятниками природы, находящихся на территории Тюменской области. Экскурсия в лес для более детального знакомства с ним.

10.        Виды лесов и их многообразие 20 часов (4 теоретических и 16 практических)

Распространение лесов на планете, основные виды лесов и их характеристика. Характеристика лесных ресурсов и их роль в сохранении нашей планеты. Основные показатели лесных ресурсов, характеризующих лесной фонд. Значение лесов для природы и человека. Основные виды лесов на территории Тюменской области. Характеристика лесов России.

Практическая часть.  Изучение основных понятий для описания лесного фонда. Охрана и защита леса. Проведение экологической игры «Зелёный мир». Исследовательские работы в лесу. Геоботанические описания фитоценозов. Антропогенное влияние на лесные биогеоценозы.

11.   Охрана и защита леса 15 часов (3 теоретических, 12 практических)

Положение об организации охраны леса и лесной государственной охране. Понятие о видах лесонарушений и мерах ответственности за них. Виды лесных пожаров и простейшие методы их тушения. Животные – друзья и враги леса. Красная и Черная книга природы. Привила охраны животных в лесу.

Практическая работа. Отличие по внешним признакам полезных животных в лесу. Определение повреждений на растениях. Подготовка к проведению праздника «День птиц», проведение конкурса на лучший рассказ о птицах и их значении для леса. Организация наблюдения за птицами. Организация «Птичьего кафе». Исследовательская работа « Маршрутное изучение зимующих птиц».

12.   Значение леса 13 часов (2 теоретических, 11 практических)

Для рассмотрения значения лесов составляются схемы связи леса с окружающим его природным комплексом, роль леса в природе и для человека. Связь между структурами леса и их особенностями. Рассматривается как практическое, так и эстетическое значение леса.

Практическая работа.   Экскурсия в лесхоз, в лесоперерабатывающий цех. Творческая работа – составление рассказа и роли леса. Полезные растения в лесу. Грибы и ягоды. Исследовательские работы в лесу.

 

 

13.     Итоговое занятие 1 час (1 теоретический)

Подводится обобщение изученного за год материала, раздается персональное задание на лето в зависимости от интересов и способностей учащихся, предлагается подготовить сообщение к началу следующего года обучения. Экологическая игра.

Наиболее успешно обучающимся учащимся предлагается участвовать в  работе летнего профильного оздоровительного лагеря для увеличения практических знаний и навыков.

 

Программа 2 года обучения

1.     Вводное занятие (3 часов – 1 теории, 2 практических )

Знакомство с целями и задачами на учебный год, проведение инструктажа по технике безопасности. План работы на учебный год. Повторение основных знаний  полученных за 1 год обучения. Экскурсия в лес « Экологические факторы в лесу».

2.     Строение и структура леса (8 часов – 3 теоретических, 5 практических)

Изучаются единицы измерения и учета, признаки насаждений и элементы леса: состав, форма, высота, диаметр, плотность, запас, прирост. Структура леса: древостой, насаждение, самосев, подрост, подлесок,  живой надпочвенный покров. Признаки леса: происхождение, состав, ярусность, возраст. Классификация лесов и растительности в лесу, экологическая классификация. Восстановление леса и его состояние.

Практическая работа.  Экскурсия в лес. Знакомство с описанием леса. Измерение основных показателей в лесу, определение структуры леса, состава, выделение ярусов. Подготовка и проведение праздника «Русский лес». Просмотр видеофильма «Леса Западной Сибири». Конкурс на лучшего знатока леса. Исследовательские работы в лесу.

3.     Основные компоненты леса (16 часов – 6 теоретических, 10 практических)

Основные компоненты леса (древостой, насаждение, самосев, подрост, подлесок, подгон, живой надпочвенный покров) и их характеристика. Выявление компонентов на местности. Элементы лесонасаждений и их роль в жизни леса. Растения,  занесенные  в  Красную  книгу, охраняемые  и  эндемичные  виды  и  их  защита. Дендрология. Краткая характеристика основных  пород деревьев  и  кустарников. Определение местных видов. Морфология древесных растений.  Биологические  особенности и  условия произрастания. Развитие древесных растений в лесу. Организации  сенокошения, пастьбы, пчеловодства, сбор  лекарственных  трав. Краткие сведения о видах грибов, ягод.  Растения, используемые человеком в пищу. Правила сбора грибов,  ягод  и лекарственных растений.

 

Практическая работа. Работа в лесу по плану насаждений. Составление описания растения. Сбор фотографий краснокнижных видов. Описание компонентов леса. Экскурсия в лес «Основные компоненты в лесу и их определение». Просмотр  гербариев и описаний. Изучение Красной книги Тюменской области и России. Подготовка и проведение праздника «Желтые листья». Изучение морфологии деревьев и кустарников. Составление описания растений в лесу, оценка состояния леса.  Распознавание  по внешнему виду и гербариям, изготовление гербариев. Изготовление наглядных пособий. Экскурсия «Виды растений в лесах Омутинского района». Проведение конкурса на лучшего знатока растений. Исследовательские работы. «Редкие растения Омутинского района». «Лекарственные растения Омутинского района» и т.д.

 

4. Животные в лесу (16 часов – 4 теоретических, 12 практических)

Лес местообитание птиц и животных. Определение видов птиц и животных в лесу — по следам и чучелам, общие характеристики животных и птиц леса. Роль животных и птиц в лесу. Подкормка зверей. Гнездование, наблюдение за животными и птицами в лесу. Определение видов животных и птиц по повреждениям на растениях. Краснокнижные животные в лесу. Охрана краснокнижных животных.

Практическая работа.  Описание животных, умение определять по голосам и внешнему виду. Основные представители животных в лесах Омутинского района. Экскурсия в музей природы города Ялуторовска на выставку «Животные и птицы Тюменской области». Проведение конкурса на лучшего знатока животных и птиц.

5.     Насекомые в лесу (10 часа – 4 теоретических, 6 практических)

Общие сведения о насекомых.  Насекомые – друзья и враги леса. Определение вредных и полезных насекомых в лесу. Виды вредителей леса, защита леса от вредителей, насекомые-защитники, биологические методы борьбы с вредителями. Описание насекомых и их личинок. Значение насекомых. Классификация насекомых. Основные отряды насекомых. Краснокнижные виды насекомых.

Практическая работа.  Определение насекомых по коллекциям, следам и повреждениям, личинкам. Изготовление коллекций насекомых. Охрана муравейников. Проведение конкурса на лучшего знатока насекомых. Экскурсия «Насекомые Омутинского района», «Насекомые в лесу». Просмотр видеофильма «Насекомые враги и друзья леса», «Роль насекомых в природе». Конкурс на лучшего энтомолога.

6.     Метеорологические наблюдения (6 часов – 2 часа теоретических, 4 часов практических)

Метеорологические наблюдения – наблюдения за погодой, календарь погоды, погодные явления и их влияние на лес и экологию. Классификация погодных явлений. Дневник наблюдения за погодой. Описание наблюдений. Народные приметы погоды, предсказание погоды.

Практическая работа. Составления дневника наблюдения за погодой, описание погодных явлений. Составление зависимости погодных явлений от времен года. Составление народных примет по предсказанию погоды и их  применение. Просмотр видеофильма «Времена года». Проведение акции «Птичья столовая».

 

 

7.     Фенологические наблюдения (6 часов – 2 теоретических, 4 практических)

Фенологические наблюдения – система знаний о сезонных изменениях в жизни растений и животных. Смена времен года и связанные с ней природные изменения, зависящие от условий погоды, состояния живых организмов и их развития. Связь между фенологическими и погодными изменениями. Составление дневника фенологических изменений и описаний за растениями и животными.  Периоды фенологического состояния и погодные явления как сигналы к фенологическим изменениям. Индивидуальный календарь природы. Значение фенологических наблюдений.

Практическая работа.   Составления дневника фенологических наблюдений и описаний. Экскурсия в природу «Фенологические изменения в лесу». Просмотр видеофильма «Сезонные изменения в природе». Индивидуальные задания: наблюдения за растениями. Подготовка и проведение праздника «День птиц». Конкурс «Внимательный глаз», кто найдет наибольшее число фенологических изменений на растении. Подготовка и проведение праздника «День Земли». Экскурсия в Тюменский краеведческий музей.

8.     Основы геоморфологии (6 часов – 2 теоретических, 4 практических)

Что изучает геоморфология? Основные формы рельефа. Зависимость растительности и почв от рельефа.

Практическая работа.   Изучение и построение профилей. Морфологическое описание рельефа. Происхождение данных форм рельефа.

 

9.     Лес как экологическая система  (8 часов – 4 теоретических, 4 практических)

Особенности леса как экосистемы. Экологические связи в лесу, формы взаимоотношений, характеристика леса как экосистемы и ее особенности. Виды лесных экосистем. Цепи питания и экологические пирамиды в лесу. Изменения в лесу.

Практическая работа. Описание леса как экосистемы. Составление цепи питания  для лесов в окрестностях села Журавлёвского. Экскурсия в лес, наблюдения за изменениями в лесу, на примере зарастания вырубок и пожарищ. Проведение «День работников Леса», экскурсия в Омутинский лесхоз.

        10. Учение об экологических системах (4 часа – 2 теории, 2 практики)

Экологические системы – понятия, структурная организация. Экосистема,  примеры экологических систем. Естественные и искусственные экосистемы. Круговорот в экосистемах. Пищевые цепи в экосистемах. Формы и виды взаимоотношений в экосистемах.  Изменения в экосистемах. Классификация экосистем. 

Практическая работа. Знакомство с описанием экосистемы. Основные типы взаимоотношений в экосистемах, взаимосвязи.  Определение экосистемы. Экскурсия «Основные экосистемы Омутинского района». Просмотр видеофильмов «Экосистема и ее особенности», «Изменения в экосистемах Тюменской области».

11. Глобальные проблемы человечества (8 часов —  4 теоретических, 4 практических)

Что изучает глобальная экология? Глобальные кризисы Земли. Проблемы глобальной экологии: разрушение озонового слоя, парниковый эффект, кислотные дожди, нехватка продовольствия и питьевой воды. Закономерности взаимодействия общества и среды. Законы экологического развития. Законы экологии Коммонера. Основные этапы взаимодействия общества со средой. Влияние реакционной нагрузки на лесное сообщество. Деградация почв. Оценка загрязнения.

Практическая работа.  Оценка проблемы для окружающей среды и общества. Охрана природы. Уровень загрязненности и определение размеров загрязнения. Исследование уровня загрязнения в окрестностях села Журавлёвского. Знакомство с деградации почв. Экскурсия в лес, знакомство с загрязненностью в лесу. Просмотр видеофильма «Глобальные проблемы человечества». Исследовательская работа «Антропогенное влияние человека на лес».

 

12. Охрана окружающей среды и природных ресурсов (6 часов —  3 теоретических, 3 практических, 2 самостоятельных).

Экологическое право и основные законы охраны природы. Государственные органы охраны окружающей среды. Управление природопользованием. Экономические и экологические методы природопользования. Охрана природы и ее финансирование. Охраняемые территории  и их охрана. Особо охраняемые природные территории. Красная книга природы.

Практическая работа. Изучение законов охраны природы. Основные природоохранные мероприятия. Оценка природопользования. Оценка природоохранных мероприятий. Особо охраняемые территории.  Экскурсии «Омутинский заказник». Просмотр видеофильмов «Заповедники мира», «Красная книга». Изучение гербариев и коллекций, знакомство с краснокнижными видами. Растения,  занесенные  в  Красную  книгу, охраняемые  и  эндемичные  виды  и  их  защита.

13.Всемирные памятники природы (10 часов —  5 теоретических, 5 практических, 1 самостоятельный)

Памятники природы и объекты Всемирного наследия. Природоохранные организации.  Заповедники, заказники, памятники природы. Характеристика объектов Всемирного наследия. Юнеско и другие организации, и их действия по охране природы.

Практическая работа.  Изучение памятников природы. Просмотр видеофильмов «Всемирные памятники природы», «Объекты Всемирного наследия», «Памятники природы Тюменской области». 

14. Профессии работников леса (4 часов – 3 теории, 1 практики)

Основные навыки профессии лесничего, профессиональные и человеческие качества. Формирование умений и навыков, необходимых лесничему, охраны, защиты лесного фонда и воспроизведения лесов. Лесной кодекс.  Знания деревьев и кустарников, как основа успешности в профессии.  Учебные заведения лесного профиля.

Практическая часть. Экскурсия в лесхоз. Знакомство с работой лесничих. Беседы и интервью с лесничими.  Праздник « День работников леса». Игра «Кто хочет стать главным лесничим?»

15.                       Профессия «Эколог» (2 часов –1теории, 1 практики).

Основные навыки профессии эколог, профессиональные и человеческие качества. Формирование умений и навыков, необходимых экологу, охраны и защиты окружающей среды  Законы охраны природы и  природных ресурсов. Природоохранные организации, памятники природы и объекты Всемирного наследия. 

Практическая часть. Экскурсия на предприятия природоохранной деятельности, знакомство с работой экологов. Беседы и интервью с экологом Савельевой В.Ю. 

16. Лесные биогеоценозы (5 часов — 2 теории, 3 практики и 2 индивидуальной подготовки)

Характеристика лесных биогеоценозов, виды и отличительные особенности. Взаимосвязи в лесных биогеоценозах. Виды лесных биогеоценозов в окрестностях Омутинского района. Растительные и животные представители в лесах Тюменской области.

Практическая работа. Поездки по лесам Омутинского района, составление их описания и видового состава. Распределение биогеоценозов в окрестностях села Журавлёвского. Подготовка и проведение праздника « Русский лес», конкурса поделок из природного материала.  Поход в лес на территорию  Омутинского государственного заказника.

17.  Антропогенный фактор (6 часов – 2 теоретических, 4 практических)

Антропогенный фактор – фактор деятельности человека. Полезное и негативное воздействие человека на природу. Классификация антропогенных факторов. Основное направление деятельности человека. Загрязнение окружающей среды. Влияние загрязнения на лес.

Практическая работа.  Экскурсия на полигон отходов и знакомство с воздействием человека на природу. Оценка антропогенного воздействия. Просмотр видеофильма «Что будет завтра?». Рекреационное воздействие.

18.           Лес и антропогенное воздействие (6 часов – 1 теоретических, 5 практических)

Лес и деятельность человека, влияние человека на лес. Нарушения леса в результате деятельности человека. Характеристика видов деятельности человека в лесу. Законные и незаконные действия человека в лесу. Охрана лесов. Памятники природы и охраняемые территории.  

Практическая работа.  Экскурсия в лесхоз, знакомство с его работой. Участие в операции «Первоцвет». Просмотр видеофильмов « Памятники природы», « Кавказский заповедник».

19. Основы топографии (4 часа – 1 теоретических, 3 практических)

      Виды карт. Условные знаки карт и планов местности. Ориентировка компаса с учетом магнитного склонения. Азимут и движение по азимуту. Определение направление географического меридиана по Солнцу. Определение сторон горизонта. Масштаб. Общие сведения о топографической съемке.

Практическая работа.  Определение направлений и расстояний. Определение расстояний глазомером. Движение по азимуту. Ориентирование на местности. Съемка местности способом засечек.

   Итоговое занятие 1 час  (1 теоретический)

Подводится обобщение изученного за год материала, раздается персональное задание на лето в зависимости от интересов и способностей учащихся, предлагается подготовить гербарии или коллекции к началу следующего года обучения. 

 Наиболее успешно обучающимся учащимся предлагается участвовать в  работе летнего профильного оздоровительного лагеря для увеличения практических знаний и навыков.

 

Методическое обеспечение программы

Учебники:

1.     Экология  И. В. Щукин Ростов на Дону изд. Феникс 2004 г.

2.     Экология А.А. Плешаков Москва «Валент» 1995 г.

3.     Лесоводство В. Г. Атрохин Москва изд. Лесная промышленность 1976 г.

4.     Справочник лесничего Д. Т. Ковалина Москва изд. Лесная промышленность 1973 г.

5.     Практикум по лесоводству. В. Г. Атрохин Москва изд. Просвещение 1978 г.

6.     Экология растений. А.М. Былова Москва изд. Вентана-Граф 2001 г.

7.     Экология животных. В. Г. Бабенко Москва изд. Вентана-Граф 2001 г.

8.     Экология человека В.Г.Бабенко Москва изд. Вентана-Граф 2001 г.

9.     Основы экологии. О. Н. Пономарева, Н.М. Чернова Москва изд. Дрофа 2001г.

 

11.Общая экология. Н. М. Чернова, А.М. Былова Москва изд. Дрофа 2004 г.

12.Экология и здоровый образ жизни. В.В. Балабанова Волгоград изд. Учитель 1997г.

 

14.Экологический практикум. Д. Л. Теплов Москва изд. «Устойчивый мир» 1999 г.

15.Организмы и среда обитания (Практикум) Е.О. Федосеева, В.Г. Бабенко Москва изд. «НЦ ЭНАС»2002г.

Дополнительная литература:

1. Школьникам о лесе. Т. Г. Зорина Москва изд. Лесная промышленность 1971г.

2. Тайны природы (за страницами учебника). Т.С. Сухова Москва изд. Вентана-Граф 2001 г.

3. Тематические игры и праздники по биологии. Л. В. Сорокина Москва изд.

Творческий центр 2004 г.

4. Экология в мастерских.  Н.Я.. Белова, Н..Н. Наумова Санкт-Петербург изд. «Паритет» 2004г.

5. Экологические праздники для детей. Л.П. Молодова Москва изд. ЦГЛ 2003 г.

6. Учебная экологическая тропа. В.Г. Береснева  Пятигорск 1995 г.

7.  Лесное хозяйство (сборник терминов).  Москва изд. ВНИИЛМ. 2002  г.

8.   Лесной кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. Москва изд. «Экзамен», 2004 г.

9.  Настольная книга любителя природы Винсон Браун. Ленинград изд.  Гидрометеоиздат 1985 г.

10. Изучай свой край. Г. П.. Долженко Ростов на Дону изд. РГУ 1992 г.

11. Охрана растительного мира на Северо-западном Кавказе М.Д. Алтухов, С.А. Литвинская Краснодар изд. Природа и мы 1989 г.

12. Редкие и исчезающие растения  Кубани С.А. Литвинская, А.П. Тильба, Р.Г. Филимонова Краснодар изд. Природа и мы 1983 г.

13. Рекреационная    экология   горных   лесов    российского    Причерноморья. В.М..Ивонин, В.Е. Авдонин, Н.Д. Пеньковский Ростов на Дону изд. СКНЦ ВШ 2000 г.

14. Природа Кубани (надежды и тревоги). А.И. Печорин Краснодар изд. Природа и мы 1989 г.

15. Дары нашего леса. О.П. Капорейко Екатеринбург изд. «У-Фактория» 2000г.

16. Животный мир Краснодарского края Г.К. Плотников Краснодар изд. Природа и мы 1989 г.

17. Красная  книга  Краснодарского  края под редакцией  В.Я.  Нагилевского. Краснодар изд. Природа и мы 1994 г.

18. Экология словарь справочник Л.Л. Розанов Москва изд. «НЦ ЭНАС» 2002г.

19. Экология для любознательных Е.Ю. Колбовский Ярославль изд. «Академия К» 1998 г.

20. Экология, природопользование и охрана окружающей среды. Т.А. Демина Москва изд. АСПЕКТ ПРЕСС 2000 г.

21. Охраняемые природные территории России: правовое регулирование Москва 2003 г.

 

 

Методическая литература:

1. Организация экологического образования в школе. Под редакцией И.Д. Зверева, И.Т. Суравегина Пермь 1990 г.

2.    Основы лесоводства с основами экологии программа дополнительного образования Ю.И. Футерман Владимир 2002 г.

3.    Программы регионального (Кубанского) компонента в области естественных дисциплин. В.П. Кваша, Р.П. Юхняк, М. Б. Астапов. Краснодар 1997 г.

4.    Методология оценки состояния экосистем Ростов на Дону изд. «ЦВВР» 2000 г.

5.    Методология по опытным работам в школьных лесничествах Г.Т. Беленко Майкоп 1984 г.

6.    Методические рекомендации руководителям  школьных лесничеств А.Л Филенко Йошкар-Ола 2002 г.

7.    Методические рекомендации опытнических и исследовательских работах в школьных лесничествах А.Л. Филенко Йошкар-Ола 2002 г.

8.    Методические рекомендации «В поисках тайны» M.B. Почитаева Йошкар-Ола 2004г.

9.    Методические рекомендации «Вслед за белой совой»М.В. Почитаева Йошкар-Ола 2004г.

10.Методические рекомендации «На тропах природы» MB. Почитаева Йошкар-Ола 2004 г.

11.Методика наблюдений за растениями. Школьное лесничество «Родник», Зкомост Ростов на Дону 2002 г.

12.Дневник наблюдений за растениями Школьное лесничество «Родник», Экомост Ростов на Дону 2002 г.

13.Экологическое описание растений. Школьное лесничество «Родник», Экомост Ростов на Дону 2002 г.

14.Вестник опытнической и исследовательской работы в Краснодарском крае. Б.Д. Елецкий  Краснодар 2002 г.

15.Сборник методических рекомендаций исследовательских работ по экологии и биологии под редакцией А.С. Боголюбова  Москва CD — «Экомир», Глобус.

16.Справочные и методические рекомендации по лесоведению А.И. Филенко Йошкар-Ола 2004 г.

17.Направления и  формы работы по  экологическому образованию /Методические рекомендации/ Челябинск ЦИУУЧО1990 г.

18.Методика создания экологических проектов Гродненский Государственный университет. Беларусь. Гродно 2004 г.

 

Таблицы:

1.     Жизненные формы и органы растений.

2.     Систематика растений

3.     Растение — целостный организм.

4.     Экосистемы Растений.

5.     Растительные сообщества.

6.     Смена растительных сообществ.

7.     Редкие и краснокнижные растения

8.     Многообразие растений

9.     Отделы растений

10.Многообразие животных

11.Редкие и краснокнижные животные

12.Типы животных

13.Систематика животных

14.Полезные и вредные насекомые

15.Враги и друзья леса

16.Грибы

17.Многообразие грибов

18.Круговорот веществ

Видеофильмы:

 

1.    Экологические  катастрофы.

2.    Животные в природе

3.    Леса Земли

4.    Насекомые враги и друзья леса

5.    Роль насекомых в природе

6.    Времена года

7.    Сезонные изменения в природе

8.    Памятники природы

9.    Кавказский заповедник

10.Памятники природы Апшеронского района

11.Экосистема и ее особенности

12.Земля тревоги

13.Глобальные проблемы человечества

14.Заповедники мира

15.Красная книга

16.Всемирные памятники природы

17.Объекты Всемирного наследия

18.Катастрофы бразильской сельвы

 

 


Мультимедийные пособия:

 

1.     1С — Экология

2.     1С — Природопользование

3.     Атлас растений Кубани

4.     Мир Фото — Застывшие краски

5.     Атлас насекомых
Коллекции и гербарии:

 

1.     Гербарий древесно-кустарниковых растений

2.     Гербарий лекарственных растений.

3.     Гербарий дикорастущих растений

4.     Гербарий травянистых растений

5.     Коллекция древесины и коры

6.     Коллекция насекомых вредителей

7.     Коллекция насекомых энтомофагов

8.     Коллекция семян

9.     Коллекция плодов

10.Модель цветков различных семейств

 

 

Используемая литература

1.           Вестник образования 1997 г. № 6 Типовое положение об образовательном
учреждении дополнительного образования детей.

2.           Экология 9.  С. В. Алексеев Санкт-Петербург  изд. СМИО ПРЕСС 1999 г.

3.     Экология 10-11. С. В. Алексеев Санкт-Петербург  изд. СМИО ПРЕСС 2001 г.

4.           Школьникам о лесе. Т. Г. Зорина  Москва изд. Лесная промышленность 1971 г.

5.           Справочник лесничего Д. Т. Ковалина  Москва изд. Лесная промышленность 1973 г.

6.           Лесоводство В. Г. Атрохин Москва изд. Лесная промышленность 1976 г.

7.           Практикум по лесоводству. В. Г. Атрохин Москва  изд. Просвещение 1978 г.

8.     Экология И. В. Щукин Ростов на Дону изд. Феникс 2004 г.

9.     Тематические игры и праздники по биологии. Л. В. Сорокина Москва изд. Творческий центр 2004 г.

10.Экология  в  мастерских.. Н..И.. Белова, Н..Н. Наумова Санкт-Петербург  изд. «Паритет» 2004г.

11.Тайны природы (за страницами учебника).   Т.С. Сухова Москва изд. Вентана-Граф 2001 г.

12.Экология растений.  А.М. Былова Москва  изд. Вентана-Граф 2001 г.

13.Экология животных..   В. Г. Бабенко  Москва  изд. Вентана-Граф 2001 г.

14.Общая экология..  Д. Д. Утешинский  Москва  изд. ИНОС 2002 г.

15. Экология и здоровый образ жизни. В.В. Балабанова Волгоград изд. Учитель 1997г.

16.Экологические праздники для детей.  Л.П. Молодова  Москва изд. ЦГЛ 2003 г.

17. Учебная экологическая тропа.  В.Г. Береснева Пятигорск 1995 г

18. Экологический практикум.. Д. Л. Теплов Москва  изд. « Устойчивый мир» 1999 г.

19.Основы экологии. О. Н..  Пономарева,   Н.. М.. Чернова. Москва Дрофа 2001г.

20.Программы регионального ( Кубанского) компонента  в области естественных дисциплин. В.П. Кваша, Р.П. Юхняк, М. Б.  Астапов. Краснодар 1997 г.

21.  Закон российской Федерации «Об образовании» Москва изд. ИНФРА-М, 2000 г.

22.  Вестник образования 2005 г. № 3.  О внесении изменений в федеральный закон «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

23.  Вестник образования 2000 г. Конвенция ООН о правах ребенка (Принятая ООН 5
декабря 1989 г.)

24.  «Декларации прав земли» (принята в сентябре 2000 г. на 55-й Генеральной
Ассамблее ООН)

25.  Сборник нормативных и правовых актов. Москва  изд. ВНИИЛМ. 2002  г.

26.  Лесное хозяйство (сборник терминов). Москва изд. ВНИИЛМ. 2002  г.

27.  Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Москва «Ось-89». 2003 г.

28.Лесной кодекс Российской Федерации: Официальный текст, действующая редакция. Москва изд. «Экзамен», 2004 г.

29. Настольная книга любителя природы Винсон Браун. Ленинград изд.  Гидрометеоиздат 1985 г.

30.Изучай свой край.  Г. П.. Долженко Ростов на Дону  изд. РГУ 1992 г.

31.  Конституция Российской Федерации: Научно-практический комментарий./Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. Москва изд. Юристъ, 1997 г., статья 42.

32.  Журнал «Биология в школе» 2004 № 6. Организация исследовательской деятельности
учащихся.

33.  Федеральный закон «О животном мире» (принят Государственной Думой 22 марта
1995 года)

34.  Журнал Эко 2002 г. № 3 «Федеральная целевая программа (ФЦП) экология и
природные ресурсы России (2002-2010 годы)»

35.  Внешкольник 2002 г. № 9 Методические рекомендации по развитию
дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях.

36.  Внешкольник 2003 г. № 9 Требования к содержанию и оформлению
образовательных программ дополнительного образования детей (утверждена на
заседании Научно-методического совета по дополнительному образованию детей
Минобразования России 03.06.2003)

37.Вестник экологического образования в России 2003 г. № 2 Экологическая
доктрина Российской Федерации.

38. Вестник экологического образования в России 2003 г. № 4.  Третий всероссийский съезд по охране природы.

39.  Вестник экологического образования в России 2004 г. №  1 Экологическое образование в России.

40.  Дополнительное образование 2003 г. № 2 Методологическое обоснование
содержание форм и методов деятельности педагога дополнительного образования.

41.  Дополнительное образование 2004 г. № 1 Экспертиза образовательных программ
дополнительное образование детей.

42.Дополнительное образование 2004 г. № 6 Карта интеллектуально-творческого
потенциала личности.