Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?





Программа развития школьного самоуправления

Концептуальные основы программы.


 

Ученическое самоуправление  – это специфическая организация коллективной деятельности, целью которой является саморазвитие личности учащихся.

Цель программы: развитие ученического самоуправления как важного фактора формирования инициативной творческой личности, готовой к активным социальным действиям, стремящейся к постоянному совершенствованию.

Задачи:

·         предоставить учащимся возможность участвовать в организации школьной жизни;

·         воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни, социальную ответственность за себя и других;

·         формировать умения самостоятельно    находить общезначимое дело, проявлять себя в различных видах творчества. Вносить свой вклад в деятельность коллектива;

·         создавать условия для осознания учащимися своей индивидуальности, самовыражения, саморазвития, а также для освоения демократических и гражданских ценностей.

·         повысить статус актива в жизни школы с целью распространения лучших черт коллективного творчества.

·        
 

Базовые подходы

Гуманистический подход.

Гуманистическое воспитание направлено на создание в образовательном учреждении обстановки социальной защищённости ребёнка и отношений содружества в школьном коллективе. В практической деятельности педагогов гуманистический подход отражается в следующих правилах:

        опора на активную позицию учащихся, их самостоятельность и инициативу;

     в общении с учащимися должно доминировать уважительное отношение;

       педагог должен защищать интересы учащихся и помогать им в решении актуальных проблем;

     — защита учащихся должна быть приоритетной задачей педагогической деятельности;

     — в школе педагоги должны формировать гуманистические отношения, которые не позволяют унижать достоинства учащихся.

 

Деятельностный подход.

Формирование и развитие у  учащихся таких качеств, как ответственность, самостоятельность, социальная активность, коммуникативность, умение адаптироваться, организованность. Задача педагогов – направить деятельность учащихся таким образом, чтобы их действия были социально одобряемы и социально признаваемы.

 

 

Педагогические сопровождение развития ученического самоуправления.


 

Основным системообразующим структурным элементом самоуправления является класс. Истинное самоуправление рождается снизу. Общешкольные органы самоуправления обобщают то, что сформировано в первичных коллективах.

          Вначале основное внимание со стороны классного руководителя уделяется изучению индивидуальных особенностей учащихся и выделению групп по интересам. Выбираются командиры групп, формируется актив группы. Каждый учащийся получает свою сферу деятельности, и на него возлагается ответственность за её выполнение

Цель работы с педагогическим коллективом  на этом этапе – добиться, чтобы учителя не брали на себя функции учащихся. При участии классного руководителя учащиеся сами планируют свою деятельность, организуют её выполнение, анализируют свои результаты.

        Затем учащиеся объединяются  в комитеты по интересам. Руководят комитетами депутаты Школьной Думы (мэры классов-городов). Школьная Дума — выборный орган, в него входят учащиеся со старших классов, которые избираются на общей конференции учащихся школы. Школьная Дума  организует деятельность школьного коллектива по различным направлениям: «Учёба и дисциплина», «Спорт и здоровье», «Средства массовой информации», «Социально – психологическая служба”. Школьная Дума обеспечивает связь между советами групп, активами кружков, клубов, студий, секций, педсоветом, советом школы.

        Обучение учащихся науке управления, развитие у них лидерских, коммуникативно-организаторских навыков осуществляется в рамках «Школы молодого лидера» (см. приложение).

 

 

Содержание  и этапы реализации программы


 

Участники программы – учащиеся с 1-го по 11-й класс.

 

Программа рассчитана на 4 года. Действует с 2010-го уч. года по 2014-й уч. год

 

1этап – организационный: ученическое самоуправление в классе.


 

2 этап – реализация и развитие системы ученического самоуправления: общешкольное ученическое самоуправление.


 

3 этап – мониторинг реализации программы с последующим внесением изменением. 


 


 

1-й этап — ученическое самоуправление в классе


 

Педагогические задачи:

·         Стимулирование самостоятельной деятельности и инициативы учащихся под руководством классного руководителя.

·         Формирование классного коллектива, анализ результативности работы актива.

·         Поддерживание инициативы в планировании и самостоятельном проведении мероприятий.

·         Воспитание ответственности за порученное дело.

Каждый класс школы представлен как отдельный город. Органы ученического самоуправления избираются в начале каждого учебного года так, чтобы  все учащиеся смогли войти в тот или иной комитет.

В каждом городе избирается мэр (представитель города) и администрация. В состав городской администрации входят следующие комитеты:  здоровья и спорта; культуры; дисциплины и порядка; средств массовой информации; образования. Мэр города и совет класса избирается на год.

Мэры и советы классов – городов тесно сотрудничают между собой. Ребята организуют разнообразные внеучебные дела, в которых принимают участие не только учащиеся одного класса, но и целой параллели. Также осуществляется и шефская помощь. Классы, которые уже не первый год занимаются самоуправлением (8,9,10-е классы), помогают младшим ученикам (5, 6-е классы) в  организации их жизнедеятельности.

 

2-й этап – общешкольное ученическое самоуправление


 

Педагогические задачи

·         Помощь в планировании, организации и последующем анализе общешкольных мероприятий по различным направлениям деятельности.

·         Формирование актива школы, анализ результативности работы актива.

·         Помощь в налаживании связей с администрацией, классами, родительской общественностью.

·         Помощь в разработке предложений ученического коллектива по совершенствованию учебно–воспитательного процесса.

·         Оценка результативности деятельности ученического самоуправления в классах.

·         Помощь в организации шефской работы.

·         Помощь в создании нормативно-правовых документов, совершенствующих функционирование Демократической Республики.

Ученическое самоуправление составляют общешкольные органы – Школьная Дума, Министерства, мэры классов – городов, Президент, заместитель Президента, избираемые на год.

Состав Министерств формируется из председателей комитетов от каждого класса. Министерства возглавляют Министр и заместитель, выбранные из числа председателей комитетов класса. Каждое Министерство имеет своего консультанта. Консультантами являются заместители директора, педагоги, способные оказать помощь в работе органов ученического самоуправления. Мэры городов составляют Школьную Думу. Школьная Дума часто планирует мероприятия, в организации которых задействовано несколько Министерств. Тем самым осуществляется взаимодействие общешкольных органов самоуправления друг с другом.

Председателем (спикером)  Школьной Думы является губернатор, заместитель председателя — вице-губернатор. Выбранные из числа Мэров класса.    

 

3-й этап   мониторинг реализации программы с последующим внесением изменением.

       

 

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.


 

  1. Создание организационно- педагогических условий для функционирования органов ученического самоуправления.
  2. Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления.
  3. Обновление содержания воспитательной работы.

Создание организационно- педагогических условий для функционирования органов

ученического самоуправления предполагает:

*Формирование демократической культуры отношений педагогов и учащихся.

Каждый учащийся, учитель должен четко осознавать комплекс своих прав, знать перечень своих обязанностей, иметь гарантии их выполнения. Отношения строятся

на  взаимном уважении, и на этой основе укрепляется сфера дружеских отношений.

 

*Подготовку педагогов и актива учащихся к управленческой и организаторской

деятельности.

 

*Предоставление учащимся согласно Закону РФ «Об образовании» права на участие наравне с родителями и педагогами в принятии решений и осуществлении

деятельности, определяющей динамику позитивного развития школы, улучшение состояния учебно- воспитательного процесса.

 

*Формирование единого коллектива учителей, родителей и учащихся

 

 

 

 

Стимулирование социально значимой направленности деятельности ученического самоуправления предполагает:

*Участие органов ученического самоуправления в осуществлении социально значимых проектов, направленных на позитивные изменения в жизни общества.

 

*Использование в работе региональных программ: «Игра – дело серьезное», «От

культуры и спорта – к здоровому образу жизни», «Лидер», «Будущее России»,

«Спасибо, нет!», «Выборы». Работа по этим программам предполагает разработку адаптированных собственных подпрограмм.

 

Обновление содержания воспитательной работы предполагает:

*создание и развитие научно- методической базы по вопросам воспитания и развития личности подростка;

 

*повышение коммуникативной компетенции педагогов, обучение их навыкам  

конструктивного взаимодействия с учащимися на уроках и после них;

 

*изменение позиции учащегося и учителя в учебно- воспитательном пространстве от пассивной к активной;

*создание в воспитательной практике ситуаций успеха, благоприятных для свободного проявления личности учащегося и преодоления его пассивности.

 

*повышение уровня психолого-педагогических знаний и умений педагогов через систему курсовой подготовки, семинаров, конференций, тренингов, самообразования.

 

Структура школьных органов самоуправления


 


 

1.Высший орган самоуправления учащихся школы – общая конференция учащихся.

Общая конференция учащихся заслушивает и утверждает план работы на год. Заслушивает и обсуждает отчёты органов самоуправления. Решает вопросы организации учащихся и другие вопросы. Общая конференция собирается два раза в год.

2.Главным координирующим органом  является Школьная Дума. Школьная Дума выполняет организационные, представительские, информационно-пропагандистские, методические функции.

 В пределах этих функций  Школьная Дума уполномочена:

3.Школьная Дума сформирована  из представителей классов (мэров). Возглавляет его губернатор и вице – губернатор школьной организации «СКИВ». Заседание Думы правомочно, если на нём присутствуют более половины его членов. Члены Школьной Думы координируют работу комитетов ученического самоуправления. Школьная Дума собирается по мере необходимости, один раз в две недели.

4.Школьной Думе подотчётны Министерства:


 

·         «Спорта;

·         «Дисциплины и порядока»;

·         «Культура»;

·         «Образования»;

·         «Средства массовой информации»

·         «Экологии»

·         «Заботы»


 

В Министерства входят  председатели комитетов класса. За комитетами закреплены консультанты  из числа педагогов. Комитеты планируют свою работу на полугодие, отчитываются о выполнении плана работы в конце полугодия.

.            Основой организации  самоуправления  в школе служит организация самоуправления в классе.

Самоуправление класса складывается из распределения конкретных обязанностей между учащимися, выбора ответственных за наиболее важные секторы работы учащихся.        На  общем собрании выбирается МЭР класса. Который руководит делами класса, организует класс, информирует, представляет его интересы в других органах самоуправления, контролирует оргмоменты  и творческий процесс, следит за дисциплиной и посещаемостью. На общем собрании распределяются общественные поручения среди учащихся.

 

Перечень общественных поручений:


 

 

 

Актив класса непосредственно работает под руководством  Школьной Думы, классного руководителя, родительского комитета.

 

Общее собрание

Администрация класса

Мэр класса

Комитет «Культура»»

Комитет «Спорт и Здоровье»

Комитет

«Дисциплины и порядка»

Комитет «Образование»

Комитет «Средства массовой информации


 


 

Министерство «Образования»


 

Цели:


 

·         способствует сознательному отношению школьников к учебной деятельности;

·         решает вопросы, связанные с повышением качества знаний учащихся (через систему факультативов, консультаций, олимпиад, предметных недель).

 

От каждого класса в министерство входят по одному человеку, проявляющему успешность в образовательном процессе, являющиеся председателями классного комитета по образованию, Министерство работает под руководством Министра образования, выбранного из числа председателей классных комитетов по образованию. Контролирует работу Министерства заместитель директора по учебной работе.


 

Функции и дела:

·         организует участие классов в предметных неделях;

·         организует участие учащихся класса в конкурсах, олимпиадах;

·         анализирует итоги успеваемости.

 

 

Порядок  работы


 

Центр работает в соответствии с планом. Заседания проводятся один раз в две недели в кабинете заместителя директора по учебной части. Решение центра доводятся до учеников класса.

 

Права:

 

 

 

Министерство «Культуры»


 

Цели:

 

В министерство «Культуры» входят председатели  комитета «культуры» классов. Министр культуры выбирается из состава председателей комитета «Культуры» классов.  Совет работает под руководством  педагога организатора  школы.

 

Функции и дела


 

Совет руководит проведением КТД, организацией общешкольных праздников и вечеров, распределяет между учащимися поручения по подготовке мероприятий; организует оформление праздников, конкурсов, вечеров и т.д.


 


 

Порядок работы

Совет работает в соответствии с планом и проводит свои заседания не реже одного раза в две недели. Решения совета доводятся до классов.


 


 

Права

Ходатайствовать перед Школьной Думой о поощрении учащихся, классов, активно принимающих участие в культурно – массовой работе.

 

 

Министерство « Спорта»


 


 

Цели, функции и дела:


 

 

В состав центра входят физорги классов. Совет работает под руководством учителя

физкультуры.

 

Права


 

Заслушивает отчёты физоргов классов о проделанной работе и оценивает их работу; подводит итоги соревнований.

 


 


 


 

Министерство  «Средств массовой информации»


 


 

Цели:


 

В совет входят председатели комитетов «СМИ» классов.


 

Функции и дела:


 

·         выпуск газет;

·         смотры-конкурсы плакатов, рисунков;

·         информационные линейки;

·         размещение статей учащихся в газете;

·         участие школьников в оформлении проводимых мероприятиях;


 


 

Права:

          Министерство «Дисциплины и порядка»


 

Цели, функции и дела:

·         обеспечивает соблюдение, и выполнение каждым учащимся правил внутреннего распорядка, заложенных в уставе школы.

·          проводит рейды по контролю посещаемости;

·         проводит рейды по контролю наличия учебных  принадлежностей;

·         анализирует итоги  посещаемости.


 

 

В службу входят председатели комитетов»Дисциплины и порядка» классов.. Служба работает под руководством заместителя директора по воспитательной работе.


 

Права: